КИПРИАН и ИУСТИНА

КИПРИАН и ИУСТИНА (ум. в 304 г.?) – святые православной церкви (память 2 октября; память в Западной церкви 26 сентября). Основные сведения о Киприане и об Иустине содержатся в трёх агиографических сочинениях в их честь: «Обращение Киприана», «Покаяние, или Исповедь Киприана» и «Мученичество Киприана и Иустины». Исследователи отмечают, что эти произведения связаны между собой сюжетно, но отличаются стилистически; кроме того, некоторые сведения, приводимые в разных сочинениях цикла, не совпадают. Согласно «Обращению...», дева Иустина была родом из Антиохии; её отца звали Едесий, а мать – Клидония. Услышав через окно проповедь диакона Праилия, Иустина уверовала во Христа. Родители не хотели её слушать, однако во сне им явился Христос в сонме ангельском и повелел прийти к Нему. Иустина вместе с родителями приняла крещение от епископа Оптата. Аглаид, юноша из богатой и знатной семьи, влюбился в Иустину и предложил ей выйти за него замуж. Однако дева с негодованием отвергла предложение, сказав, что её жених – Христос. Юноша попытался силой увезти Иустину, но она осенила его крестным знамением, побила по щекам, толкнула на землю и порвала его одежды. Она таким образом выставила его на посмешище перед собравшимися. Разозлившись, юноша отправился к магу Киприану, принёс ему два таланта серебра и два таланта золота и попросил, чтобы тот приворожил деву. Киприан вызвал демона, и тот обещал помочь ему. Он дал магу зелье, которым нужно было окропить снаружи дом Иустины, а сам ночью напал на деву, пытаясь завладеть её помыслами. Однако после молитвы святой и крестного знамения бес бежал от неё и, пристыженный, явился к Киприану. Тогда маг призвал более могущественного демона, но и с ним повторилось то же, что и с первым, – он бежал от Иустины в страхе. В третий раз Киприан вызвал самого дьявола. Тот явился к Иустине, приняв облик девушки, вступил с ней в беседу и стал рассказывать о преимуществах жизни в браке. Но Иустина быстро поняла, кто перед ней, и прогнала дьявола молитвой и крестным знамением. Посрамлённый дьявол не хотел говорить Киприану, чего же именно он испугался. Он взял с мага клятву, что тот не отступится от него, узнав ответ, и тогда открыл ему правду о том, что Христос непобедим, что Иустина прогнала его силой крестного знамения, и что все демоны боятся Бога. Тогда Киприан, несмотря на данную клятву, прогнал дьявола крестным знамением и уверовал во Христа. Собрав свои книги, он пришёл к епископу Анфиму, пал ему в ноги и молил о крещении. Тот взял книги, сжёг их и отпустил Киприана, благословив. На следующий день Киприан пришёл на литургию, и, когда диакон Астерий велел ему выйти, как оглашенному, Киприан отказался это сделать. Епископ в тот же день крестил его; на восьмой день Киприан стал чтецом и проповедником. Через год он был уже пресвитером и помощником епископа, а перед смертью епископ Анфим назначил его своим преемником. Киприан обратил в христианство многих язычников; деву Иустину он сделал диакониссой и игуменьей одного из монастырей Антиохии. В другой редакции сочинения говорится, что Киприан на восьмой день стал чтецом и проповедником, на 25-й – иподиаконом, на 50-й – диаконом, через год – пресвитером. Он обладал даром изгнания бесов и исцеления, а также много проповедовал и крестил многих язычников. «Исповедь Киприана» написана от его лица. В ней подробно рассказано об обучении Киприана магии и о его служении в храмах языческих божеств.

 



 
PR-CY.ru