КИПРИАН и ИУСТИНА - Страница 9

В основе латинской традиции почитания Киприана и Иустины (так же как и в греческой) лежит три агиографических произведения: «Обращение Иустины и Киприана» («Conversio Iustinae et Cypriani»), «Покаяние, или Исповедь Киприана» («Paenitentia seu confessio Cypriani») и «Мученичество Киприана и Иустины». В некоторых рукописях представлены все три произведения (например, в пассионарии IX–X вв. из Санкт-Галлена и в легендарии XII в. из аббатства Редон), в других – лишь одно из сочинений. Чаще всего «Обращение...» соединялось с «Мученичеством...» (например, в сборнике Житий святых XV в. По большей части по содержанию латинские версии этих произведений совпадают с греческими, однако исследователи встречают там и некоторые отличия. Так, в одной из версий «Обращения...» диакон, проповедавший Иустине христианскую веру, назван Предием, а юноша, добивавшийся Иустину, – Акладием. Сообщается, что отец Иустины после крещения был рукоположён во пресвитера и скончался через полтора года. Киприане стал епископом спустя 16 лет после крещения. В рукописи приведены подробности, которые в греческой версии встречались только в «Покаянии Киприана», а не в «Обращении...». Злой дух по указанию Киприана возвещает жителям Антиохии, что только брак Иустины может спасти город от гнева богов и от моровой язвы. У дома Иустины собралась толпа, требовавшая немедленно выдать Иустину замуж, люди то слёзно умоляли отца Иустины, то угрожали смертью его семье. Отец Иустины намеревался бежать из города, но по наущению дьявола его дом взяли под охрану. Тогда Аглаид, питавший надежду на брак с Иустиной, был поражён божественной карой. По молитве св. девы все больные выздоровели, и опасность эпидемии была предотвращена. В «Мученичестве...» упоминается император Клавдий (вероятно, подразумевается Клавдий II (268–270 гг.)), а не император Диоклетиан, как в греческих версиях. Юноша, пострадавший вместе с Киприаном и Иустиной, назван здесь Феогнитом. Самое раннее свидетельство существования латинской версии цикла произведений о Киприане и Иустине относится к рубежу V и VI вв. В так называемом Декрете Геласия утверждается, что Римская церковь отвергает некоторые агиографические сочинения (например, Мученичества св. великомученика Георгия, мученика Кирика и мученицы Иулитты), т.к. они исполнены неправдоподобных вымыслов и, по-видимому, составлены еретиками. Среди таких произведений названа «книга, именуемая “Покаяние святого Киприана”, – апокриф» («”Liber qui appellatur Paenitentia sancti Cypriani” - apocryphus). В конце VII в. агиографическое предание о Киприане и Иустине было известно св. Альдхельму Малмсберийскому, кjnjрый включил его краткий пересказ в сочинение «О девстве». Согласно Альдхельму, при императоре Диоклетиане в Антиохии жила дева Иустина, которую тщетно пытался соблазнить с помощью волшебства Киприан, «самый выдающийся из магов после Зороастра и Симона». Осознав тщетность своих усилий, Киприан уверовал во Христа и стал усердным проповедником истинной веры. Во время гонений на христиан Киприан и Иустина были схвачены, подвергнуты пыткам и казнены по приговору императора Клавдия.

 



 
PR-CY.ru