КИПРИАН и ИУСТИНА - Страница 8

Древнейший (дефектный) восточнославянский список с фитной нотацией находится в составе новгородского комплекта Миней служебных 1090 гг. (Российский государственный архив древних актов, 1096 г.). Старший полный – в составе новгородского же комплекта первой половины XII в. – Исторический музей. Старшие южнославянские – в основной части (1234–1243 гг.) сербской Минеи Братка (Научная библиотека Сербии) и в несколько более поздней (середины – третьей четверти XIII в.) сербской Минее на сентябрь-ноябрь библиотеки Зографского монастыря на Афоне. В конце XIII (?) – первой половины XIV в. в Болгарии или на Афоне был осуществлён новый перевод службы Киприану и Иустине в составе Миней служебных по Иерусалимскому уставу, получивших с течением времени повсеместное распространение. Бытование службы Киприану и Иустине в славянских Минеях праздничных не исследовано. Память Киприана и Иустины исследователи регулярно встречают в месяцесловах славянских Евангелий и Апостолов начиная с древнейшего времени. Посвящения храмов (и даже приделов) Киприану и Иустине чрезвычайно редкие. Так, в их честь освящён один из престолов московского храма Василия Блаженного на Красной площади («Полное собрание русских летописей», том 13, часть 2), что связано с общей системой выбора посвящений, приуроченных к памятным датам осады Казани русским войском в 1552 г., – на 2 октября пришлись подрыв подкопа под городскими стенами и боевые действия в городе («Полное собрание русских летописей», том 13, часть 2). Частица мощей Киприана включена в панагию-мощевик Ивана Грозного, две другие частицы упоминаются в описи Благовещенского собора Московского Кремля 1680–1681 гг. Заметного присутствия имён Киприана и Иустины в славянском фольклоре исследователи не наблюдают. Включение молитвы Киприана в русские сборники заговоров носит окказиональный характер и датируется достаточно поздно – не раньше рубежа XVIII и XIX вв. В 1586 г. Антиохийский патриарх Иоаким V Дау привёз царю Фёдору Ивановичу частицы мощей Киприана и Иустины. В XVII в. частицы мощей Киприана (и иногда Иустины) также неоднократно привозились в Москву с православного Востока: в 1625 г. – из монастыря Ватопед (Киприана и Иустины), в 1631 г. – от Константинопольского патриарха Кирилла I Лукариса (только Киприана), в 1645 г. – от Александрийского патриарха Иоанникия (только Киприана).

 



 
PR-CY.ru