КИПРИАН и ИУСТИНА - Страница 4

Почитание Киприана не зафиксировано ни в западных, ни в восточных ранних календарях. Другие исследователи объясняли отсутствие Киприана в списках епископов тем, что он мог быть епископом Антиохии Писидийской или же Антиохии Финикийской (это мнение поддерживает архиепископ Сергий (Спасский)). Высказывалось также предположение, что Григорий Богослов мог случайно или намеренно объединить двух Киприанов, в частности, из соображений церковной политики. По другой версии, он мог пользоваться неким несохранившимся произведением, где уже были объединены истории этих двух святых. Подтверждением этой гипотезы может служить то, что на рубеже IV и V вв. латинский поэт Пруденций посвятил Киприану Карфагенскому один из гимнов сборника «О венцах мучеников», где также объединены Жития этого Киприана и Киприана Карфагенского. Сочинение похожей структуры сохранилось и в армянской версии V в. В V в. императрица Евдокия посвятила Киприану похвальную песнь. Исследователи отмечают, что по общему содержанию это сочинение соответствует основному циклу агиографических произведений. Киприан назван епископом Антиохии, время кончины Киприана и Иустины – период правления императора Диоклетиана. Житие Киприана и Иустины, составленное Симеоном Метафрастом, представляет собой соединение «Обращения...» и «Мученичества...». Исследователи отмечают, что здесь вновь прослеживается смешение с личностью Киприана Карфагенского (говорится, что Киприан был родом из Карфагена и жил при императора Деции), а также содержатся сведения, не встречавшиеся в основных Актах (Иустина называется Иустой, а имя Иустина даёт ей Киприан; император, приговоривший святых к смертной казни, – Клавдий). Слияние житийных традиций этого Киприана и Киприана Карфагенского отражено и в более поздних источниках. Так, в Минологии Василия II и в Синаксаре Константинопольской церкви мученичество Киприана и Иустины относится ко времени правления императора Деция. В «Синаксаристе» Никодима Святогорца сообщается, что Киприан был родом из Карфагена и пострадал при императоре Деции. Эта традиция совмещения фактов из жизни одноимённых святых сохранилась и до настоящего времени, например, в сочинении митрополита Софрония (Евстратиадиса). В агиографическое досье Киприана и Иустины входят переводы греческих Актов на восточные языки: «Обращение Киприана» – на сирийский и арабский, фрагменты «Исповеди Киприана» и «Мученичества Киприана, Иустины и Феоктисты» – на коптский (здесь имя христианина Феоктиста приведено в женском варианте). Остаётся открытым вопрос о родине Киприана. По свидетельствам синаксарей и минологиев, он был родом из Антиохии, но основные источники (Акты) не упоминают происхождения Киприана. В «Мученичестве...» римские моряки, забравшие останки Киприана и Иустины, названы соотечественниками святого, что может указывать на Рим как на его родину. Однако в некоторых редакциях сочинения сказано, что эти моряки были из одного города не с Киприаном, а с Феоктистом. Достоверно атрибутируемых Киприану произведений не сохранилось. Исследователям известны так называемые молитвы Киприана. Это – пространные молитвы для избавления от злых духов и воздействия нечистой силы. Три из пяти изданы разными исследователями, две остаются неопубликованными. По мнению исследователей, они позднего происхождения, не встречаются в рукописях раньше XV в. Их авторство может приписываться Киприану, т.к. традиционно считалось, что он имел дар повелевать духами и снимать заговоры. Автор этих молитв, христианский поэт V в., называется также Киприаном. Исследователям известны аналоги (а не точные переводы) этих молитв в славянских Требниках.

 



 
PR-CY.ru