КИПРИАН и ИУСТИНА - Страница 3

Помощник комита Афанасий решил показать силу языческих божеств: призвав на помощь Геракла и Асклепия, он вступил в котёл и тут же погиб в кипящей смоле. Тогда комит понял, что сила Христа неодолима. По совету своего родственника Теренция он написал донесение императору Диоклетиану и отправил мучеников к нему. Император поразился прочитанному и велел усечь мучеников мечом. Они были казнены близ Никомидии, на берегу реки Галл. Тела мучеников бросили на съедение псам, их нашли благочестивые моряки (по другой версии – горшечники) из Рима и с почестями привезли в Рим. Там мощи встретила матрона Руфина (или две женщины – Руфина и Матрона). Она положила тела Киприана и Иустины в часовне (это место названо «Клаифор», по мнению исследователей, речь идёт о форуме Клавдия) в центре Рима. Все, кто приходили поклониться святым, получали исцеление от недугов. В рукописях упоминается также христианин Феоктист, который проходил мимо во время казни мучеников. Он бросился к ним, обнял Киприана  и также принял мученическую смерть. Время создания этих произведений исследователям неизвестно. В первоначальном виде легенда о Киприане и об Иустине могла существовать уже в IV в., однако дошедшая до настоящего времени трилогия более поздняя. Исследователи отмечают тесную связь «Обращения...» и «Мученичества...», а «Исповедь...» считается отдельным сочинением. Подтверждением служит то, что в источниках «Обращение...» и «Мученичество...» часто приводятся вместе, иногда как единое произведение, «Исповедь...» сохранилась в меньшем числе рукописей без первых двух текстов. «Обращение...», по мнению исследователей, лежало в основе всех остальных произведений цикла, т. к. оно содержит больше всего исторических фактов, два других сочинения носят, скорее, легендарный характер. Все три текста были созданы разными авторами и в разное время. Возможная датировка и хронологическая последовательность источников выглядят следующим образом: «Обращение...» появилось около 350 г., затем – «Исповедь...», а «Мученичество...», скорее всего, как полагают исследователи, было создано после 379 г. Самое раннее точно датируемое упоминание о Киприане сохранилось в похвальной речи Григория Богослова, произнесённой в 379 г.. Речь посвящена одноимённому святому – Киприану Карфагенскому, но в рассказе о его жизни появляются сведения, относящиеся к этому Киприану. Он был философом и магом, полюбил некую деву-христианку и пытался добиться её расположения с помощью колдовства; после неудач обратился в христианство и благодаря искреннему раскаянию и добродетельной жизни был рукоположён во диакона, затем во пресвитера и стал епископом после кончины предшественника. При этом место действия – Карфаген, время жизни – при императоре Деции (249–251 гг.) и другие факты относятся к священномученику Киприану Карфагенскому. На основе этого сочинения высказывались разные мнения о личности и культе Киприана. Так, Ипполит Делеэ предположил, что Киприан – вымышленный персонаж, возникший в результате смешения с Киприаном Карфагенским. Такие выводы основаны на том, что епископ Антиохии с именем Киприан, равно как и епископы Оптат и Анфим, упоминаемые в «Обращении...», исследователи не встречают в известных списках архиереев.

 



 
PR-CY.ru