КОНТАРИНИ Гаспаро - Страница 8

В сочинении «О бессмертии души» Гаспаро Контарини исследователи ясно прослеживают тенденцию к гармонизации противоположных позиций, которая стала характерной для большинства его последующих философских и теологических сочинений: Гаспаро Контарини точно указывал на существенные идейные противоречия, но при этом внимательно выявлял все возможности достижения компромисса и намеренно сглаживал второстепенные разногласия. Важное значение для характеристики общего мировоззрения и религиозных убеждений Гаспаро Контарини в середине 1510 гг. имеет его письменный отзыв о сочинениях и взглядах Дж. Савонаролы (впервые полностью опубликованный Ф. Гилбертом). Отзыв датирован 18 сентября 1516 г.; он был составлен по просьбе Т. Джустиниани, который в это время, исполняя поручение папы Римского Льва X, должен был подготовить собственное суждение по вопросу о возможности снятия с Дж. Савонаролы церковного отлучения. В отзыве Гаспаро Контарини сообщает, что познакомился с некоторыми сочинениями этого проповедника и приводит два наиболее серьезных обвинения, которые выдвигали противники Дж. Савонаролы: 1) Дж. Савонарола виновен в том, что он не подчинился папскому решению об отлучении его от католической церкви, публично осуждал это решение и продолжал совершать богослужения и участвовать в церковных таинствах; 2) Дж. Савонарола виновен в ереси, поскольку в проповедях сообщал ложные пророчества и толковал Священное Писание в соответствии с этими пророчествами. Считая, что эти обвинения не препятствуют возможному церковному оправданию Дж. Савонаролы, Гаспаро Контарини указывает способы их опровержения, предпочитая рассматривать их не в церковно-канонической, а в морально-богословской перспективе. Согласно Гаспаро Контарини, папские распоряжения по своей природе относятся к положительному праву (iusto positivo), которое иерархически подчинено естественному и божественному праву. Если папа Римский издаёт некое распоряжение, вступающее в явное противоречие с естественным или божественным законом, любой человек вправе отказаться от выполнения этого распоряжения, поскольку оно есть не закон, а искажение закона. Заявляя, что высшей заповедью естественного и божественного законов является заповедь о любви к Богу и к ближнему, Гаспаро Контарини оправдывает поступки Дж. Савонаролы тем, что он действовал, руководствуясь любовью к Богу и к церкви. Поскольку папа Римский как «викарий Бога использовал власть против Бога и против любви, которая есть исполнение божественного закона», Дж. Савонарола не был обязан повиноваться осуждению, и последствия неповиновения не могут вменяться ему в вину. Комментируя второе обвинение, Гаспаро Контарини отмечает, что нет оснований заранее отрицать возможность появления в церкви истинных пророков. Поскольку никто не знает всех смыслов Священного Писания, нельзя считать толкования Дж. Савонаролы заведомо ложными; более того, в истинности многих относящихся к реформированию церкви идей, которые Дж. Савонарола преподносил как пророчества, образованный христианин может убедиться, используя средства естественного разума и содержание божественного откровения. Отзыв Гаспаро Контарини демонстрирует, что, несмотря на признание высшего авторитета папы Римского в католической церкви, он допускал возможность возникновения ситуации, когда долгом христианина окажется противостояние папе Римскому, действующему вопреки «божественному закону»; связанное с реализацией евангельских заповедей общее благо католической церкви Гаспаро Контарини считал более высокой ценностью, чем незыблемость канонического и иерархического строя церкви.

 



 
PR-CY.ru