КОНТАРИНИ Гаспаро - Страница 4

Несмотря на устойчивый интерес к философии, в письмах этого периода Гаспаро Контарини неоднократно подчёркивал слабость человеческих сил и человеческого разума, отмечая, что его попытки следовать путём философов приводили его лишь к ошибкам, разочарованиям и слепоте; лишь подражание смирению Иисуса Христа и следование начертанному Им пути безусловной покорности Богу открывает для человека истинный путь спасения и подаёт ему свет познания. Опираясь на уверенность в том, что исполнение гражданского долга в миру может быть формой служения Богу, Гаспаро Контарини с 1512 г. пытался занять какую-либо выборную должность в правительстве Венецианской республики. Он неоднократно проигрывал выборы; это было связано не столько с негативным отношением к нему лично, сколько с общим нежеланием старого венецианского патрициата допускать к государственному управлению представителей семей, не принадлежавших к политической элите Венеции. Гаспаро Контарини воспринимал поражения спокойно; в письмах друзьям он отмечал, что отсутствие гражданских обязанностей позволяет ему вести жизнь «монаха без капюшона» («esser frati senza capucino»), посвящая всё время научным занятиям и религиозным размышлениям. Занимавшие Гаспаро Контарини в середине 1510 гг. религиозные и философские вопросы определили тематику созданных им в этот период первых сочинений. В 1517 г. он завершил состоящий из двух небольших книг трактат «О служении епископа» («De officio episcopi», в рукописях исследователи встречают также название «De officio viri boni et probi episcopi»). Трактат адресован Пьетро Липпомано (1504–1548 гг.), который в 1516 г. получил принадлежавшую раньше его дяде епископскую кафедру Бергамо; Гаспаро Контарини познакомился с ним через своего брата, обучавшегося вместе с П. Липпомано в Болонском университете. В предложенном Гаспаро Контарини изображении идеального епископа и его качеств заметно сильное влияние гуманистического представления о необходимости гармоничного и разностороннего развития человеческой личности. Посвящённая описанию внутренних качеств епископа первая книга трактата имеет общефилософский характер и во многом базируется на сочинениях Аристотеля и Фомы Аквинского. Заявляя, что целью единичного человека и человеческого общества в целом является счастье, Гаспаро Контарини отмечает, что для достижения счастья людям требуется внешнее руководство, которое осуществляют установленные Богом властные институты. Если задачу заботы о земном счастье и благополучии общества выполняют светские правители, то более высокая и важная задача заботы о духовном благосостоянии людей вверена Богом епископам. Однако, согласно Гаспаро Контарини, достойно выполнять эту внешнюю задачу епископ может лишь в том случае, если он посвятил собственную жизнь служению добродетели. Излагая платоническое учение о яростном, вожделеющем и разумном началах человеческой души, Гаспаро Контарини указывал на необходимость подчинения всех низших движений души разуму. Епископ призван во всём стремиться к наиболее «почётному» («honestum»), практиковать умеренность и воздержание, отказываться от роскоши и стяжательства.

 



 
PR-CY.ru