КОНТАРИНИ Гаспаро - Страница 2

Поступок друга и его рассуждения повергли Гаспаро Контарини в состояние глубокого духовного кризиса, связанного с осознанием того, что он не готов оставить мирской образ жизни, а значит, и лишён надежды на спасение. Кульминацией этого кризиса стал религиозно-мистический опыт, пережитый Гаспаро Контарини в 1511 г. и описанный в письме Т. Джустиниани. Г. Йедин справедливо указал на ряд смысловых параллелей между опытом Гаспаро Контарини и так называемом переживанием в башне (Turmerlebnis) Мартина Лютера (1483–1546 гг.), во время которого М. Лютер осознал, что праведность человека является результатом вменения праведности Божьей, и убедился в истинности учения об оправдании только одной верой (точная датировка переживания М. Лютера затруднена для исследователей тем, что о нём известно лишь из позднейших отрывочных воспоминаний М. Лютера; исследователи склонны помещать его в промежуток между 1512 и 1516 гг., чаще всего относя к 1515 г.). По словам Гаспаро Контарини, в день Великой субботы, т.е. 19 апреля 1511 г., во время исповеди в церкви Сан-Себастьяно он поделился своими сомнениями с духовником, который в ответ указал ему, что «путь спасения шире, чем многим кажется». Размышляя об этих словах, Гаспаро Контарини пришёл к выводу, что никакие покаянные труды не могут быть достаточными для принесения удовлетворения Богу за греховную вину и для приобретения духовного блаженства. Опираясь на это убеждение, Гаспаро Контарини признал, что единственным средством избежать полного отчаяния является христианская вера в искупление, совершённое Иисусом Христом. Бог, обладающий бесконечной благостью и движимый пламенной любовью к падшему человеку, предал Своего единородного Сына как умилостивляющую Жертву за все человеческие грехи. Благодать принесённого Им удовлетворения распространяется от Него как от Главы на всё тело церкви, т.е. на всех христиан. Чтобы принять этот дар Божий, человек должен соединяться с Иисусом Христом «верой, надеждой и хотя бы той небольшой силой любви, на которую он способен». Гаспаро Контарини отмечает, что после осознания того, что страдания Иисуса Христа являются «более чем достаточным удовлетворением» («la passion sua è stà sufficiente et più che bastante») за любые грехи, как уже совершённые, так и те, которые человек может совершать в будущем по своей слабости, одолевавшие его великий страх и печаль превратились в радость, проистекающую от веры в преодолевающую человеческую слабость силу Божественной любви. Вера в эту любовь, согласно Гаспаро Контарини, открыла для него возможность, живя в миру, чувствовать себя «в безопасности» («securo») и как бы находиться «в отшельничестве» («nel heremo»), духовно соединяясь с Богом силой любви к Нему и твёрдо веруя, что Его «милосердие есть высшее из всех Его деяний». Как и в случае М. Лютера, у Гаспаро Контарини средством преодолеть отчаяние, связанное с осознанием человеческой греховности, оказывается безусловная вера в милосердие Бога и Его любовь к человеку, в сверхъестественный благодатный дар спасения, приобретаемый не покаянными усилиями или заслугами добродетелей, но исключительно верой.

 



 
PR-CY.ru