КОНТАРИНИ Гаспаро - Страница 39

Результатом работы стало опубликованное в Венеции в 1578 г. собрание сочинений Гаспаро Контарини, содержавшее многочисленные цензурные вмешательства в оригинальный текст; их главной целью было устранение всех высказываний Гаспаро Контарини о спасении и оправдании, которые могли быть истолкованы читателями как противоречащие учению Тридентского собора. Хотя в результате «исправлений» богословское учение Гаспаро Контарини было серьёзно искажено, они имели и положительное значение: Гаспаро Контарини не был признан еретиком, а его сочинения избежали официального запрета. С конца XVI в. интерес католических теологов к наследию Гаспаро Контарини неуклонно ослабевал, однако его сочинения продолжали пользоваться вниманием читателей; отдельные издания и переводы выходили как в католических, так и в протестантских странах. Значительный вклад в формирование положительного образа Гаспаро Контарини в католической среде внесла публикация в середине XVIII в. жизнеописания Гаспаро Контарини, составленного в 1550 гг. Лодовико Беккаделли (1501–1572 гг.), который с 1535 по 1542 гг. был секретарём Гаспаро Контарини; в качестве предисловия к этому изданию было помещено пространное письмо авторитетного католического учёного и теолога кардинала Анджело Мария Кверини, фактически являющееся первым посвящённым Гаспаро Контарини историко-богословским исследованием. Дискуссия кардинала А.М. Кверини, который настаивал на том, что во взглядах Гаспаро Контарини не содержится никакого уклонения от учения католической церкви, с лютеранским теологом Й.Р. Кислингом (1706–1778 гг.), пытавшимся обосновать протестантский характер принципиальных богословских положений Гаспаро Контарини, положила начало продолжающимся и в настоящее время спорам католических и протестантских учёных и теологов о конфессиональном статусе богословия Гаспаро Контарини. Научное исследование деятельности и взглядов Гаспаро Контарини стало возможным после публикации во второй половине XIX – первой половине XX вв. многих ранее не известных документов и материалов. Для корректной оценки богословских убеждений Гаспаро Контарини исследователи учитывают как противоречивый исторический и идейный контекст XVI в., так и многогранность личности Гаспаро Контарини, который был одновременно либеральным венецианским аристократом, философски мыслящим гуманистом, верным церковным традициям католическим прелатом и соединявшим богословскую теорию с религиозной практикой теологом. Всегда сохраняя верность католической церкви и её учению, Гаспаро Контарини вместе с тем был готов творчески переосмыслять это учение в свете индивидуального религиозного опыта. Значение Гаспаро Контарини как церковного политика и католического теолога исследователи определяют не ограниченными результатами его деятельности, а ролью, которую он сыграл в сохранении в католической церкви представления о том, что внешняя борьба с врагами церкви бессмысленна без внутренней церковной реформы и постоянного стремления к взаимопониманию и согласию. Хотя Гаспаро Контарини и его единомышленники не могли преодолеть негативные тенденции эпохи Контрреформации, связанные с уверенностью церковных властей в необходимости насильственного искоренения инакомыслия, они заложили основание для противоположных тенденций, определивших содержание католической Реформы и сделавших возможными положительные изменения в религиозной жизни католической церкви.



 
PR-CY.ru