КОНТАРИНИ Гаспаро - Страница 7

Этому мнению Гаспаро Контарини противопоставлял ряд аргументов, по большей части заимствованных из томистской схоластической традиции, однако содержащих и некоторые элементы авиценнизма (см. в ст. Ибн Сина), с которым Гаспаро Контарини познакомился при чтении сочинений последователей Иоанна Дунса Скота. Согласно Гаспаро Контарини, хотя многие теологические свойства души (например, её загробная участь) постигаются лишь верой, тезис о неразрушимости и бессмертии души может быть обоснован рационально, причём в рамках аристотелевских онтологии и антропологии. К числу наиболее весомых философских аргументов, приводимых Гаспаро Контарини для обоснования того, что разумная человеческая душа является одновременно как способной существовать отдельно от тела индивидуальной нематериальной субстанцией, так и существующей вместе с телом формой, оформляющей материальное тело и задающей его деятельность, относятся следующие: 1) разум (intellectus) человека без участия материи осуществляет высший акт познания (comprehensio) нематериальных универсалий и связывает их в мышлении (intellectio), поэтому разумная душа в своей высшей деятельности никак не зависит от материи и не должна быть материальной; 2) разум познаёт все телесные человеческие органы (organa corporea), а значит, не зависит от этих органов и не ограничен ими; 3) разумная душа способна познавать себя саму и свои акты без участия какого-либо материального органа, поэтому и сама она нематериальна; 4) разумная душа в отличие от низших растительной и животной душ есть не только «акт» («actus») тела, но и «акт для самой себя» («actus sibi ipsis»), реализующее себя «в акте» действующее начало, обладающее собственной силой. Основной упор в аргументации Гаспаро Контарини делает на то, что тезис П. Помпонацци о необходимом телесном характере всей человеческой деятельности не может быть рационально доказан, т.к., если душа может хотя бы в отдельных случаях действовать без тела, значит, она может и существовать без тела. Гаспаро Контарини обращает внимание на то, что приводимые П. Помпонацци слова из трактата «О душе» Аристотеля: «Если мышление есть некая деятельность представления или не может происходить без представления, то мышление не может быть без тела», – выражают не позицию Аристотеля, но лишь предварительный тезис, который опровергается рассуждениями Аристотеля, содержащимися в третьей книге трактата «О душе» и в «Метафизике». Используя схоластическое различение бытия сущности и бытия существования, Гаспаро Контарини указывает, что по сущности душа может существовать отдельно от тела, тогда как в своём актуальном земном существовании она предстаёт для наблюдателя как всегда связанная с телом, хотя и мыслимая без этой связи. Кроме того, Гаспаро Контарини обращает внимание на то, что неявно проводимое П. Помпонацци отрицание высшей нематериальной мыслительной деятельности как акта индивидуальных душ с неизбежностью приводит к ложному аверроистскому утверждению, согласно которому «действующий разум» («intellectus agens») един для всех душ и существует отдельно от них. В ответе П. Помпонацци и последующей реакции на него Гаспаро Контарини число новых аргументов невелико; оба философа повторяли ранее уже озвученные ими тезисы, пытаясь обосновать их цитатами из Аристотеля или дополнительными рациональными доводами.

 



 
PR-CY.ru