КОНТАРИНИ Гаспаро

КОНТАРИНИ Гаспаро (1483–1542 гг.) – итальянский католический богослов, философ, политический и церковный деятель, кардинал (с 1535 г.); один из идейных вдохновителей католической реформы XVI в. (см. ст. Контрреформация). Гаспаро Контарини принадлежал к одной из боковых ветвей древнего и влиятельного венецианского рода Контарини; в источниках эта ветвь нередко именуется Контарини делла Мадонна-дель-Орто по названию располагавшегося рядом с семейным домом храма, который стал фамильной усыпальницей. Гаспаро Контарини был старшим из семи сыновей и четырёх дочерей в семье Альвизе Контарини, венецианского патриция, торговца и землевладельца. Начальное образование Гаспаро Контарини получил дома, занимаясь с частным учителем, а также в школе Риальто и в школе при соборе Сан-Марко, где его преподавателями были венецианские учёные-гуманисты Джорджо Валла (около 1447 – 1500 гг.), Марко Антонио Сабеллико (1436–1506 гг.) и др. В 1501 г. Гаспаро Контарини приехал в Падую, которая находилась под властью Венецианской республики, и начал обучение на факультете свободных искусств Падуанского университета. Сочинения Аристотеля, занимавшие центральное место в средневековой образовательной программе, в Падуе интерпретировались в духе аверроизма (см. в ст. Ибн Рушд); наиболее популярными и авторитетными преподавателями философского факультета были Пьетро Помпонацци (1462–1525 гг.) и Алессандро Акиллини (1463–1512 гг.). Помимо философии Гаспаро Контарини изучал греческий язык, математику, астрономию и другие науки, а также занимался теологией, преподавание которой в Падуанском университете велось как по сочинениям Фомы Аквинского (ум. в 1274 г.), так и по трудам Иоанна Дунса Скота (ум. в 1308 г.); наиболее влиятельным представителем томизма в Падуе в этот период был Джироламо да Монополи (ум. в 1528 г.), а скотизма – Антонио Тромбетта (1436–1517 гг.), непримиримый противник аверроизма. Важное влияние на формирование характера и мировоззрения Гаспаро Контарини в годы обучения в Падуе оказало его общение с группой студентов из патрицианских кругов, которых объединял интерес к гуманистическим дискуссиям о путях духовного возрождения католической церкви и о практиках личного благочестия. Наиболее доверительными были отношения Гаспаро Контарини с Томмазо Джустиниани (1476–1528 гг.) и Винченцо Кверини (около 1479 – 1514 гг.), с которыми он и впоследствии поддерживал общение и переписку. В 1502 г. Гаспаро Контарини на первый семестр покидал Падую из-за смерти отца; в 1509 г. Падуанский университет был закрыт по причине начала войны Камбрейской лиги с Венецианской республикой, и Гаспаро Контарини вернулся в Венецию, не получив докторской степени. Ценные сведения о мировоззрении и духовной жизни Гаспаро Контарини в 1510 гг. содержатся в опубликованных немецким историком Губертом Йедином (1900–1980 гг.) письмах, адресованных Томмазо Джустиниани и Винченцо Кверини. Томмазо Джустиниани в конце 1510 г. вступил в монашеский Орден камальдулов, приняв имя Паоло. В письмах, обращённых к Гаспаро Контарини и другим приятелям, он призывал их последовать его примеру и отмечал, что даже отшельническая жизнь не даёт ему успокоения и уверенности в спасении, поскольку он сомневается в своей способности принести Богу достойное удовлетворение за совершённые грехи.

 



 
PR-CY.ru