КОНТАРИНИ Гаспаро - Страница 3

Однако вера, по убеждению Гаспаро Контарини, духовно примиряя человека с Богом, не отменяет обязанности внешне проявлять эту любовь в практическом служении Богу. Такое служение может иметь не только религиозные, но и светские формы, поскольку оно является не средством примирения с Богом, но средством исполнения Его благой воли и заповеди о любви к ближнему. Впервые сформулированный в результате духовно-мистического переживания тезис о безусловном значении совершённого Иисусом Христом искупления и о вере как о единственном способе для человека быть причастным этому искуплению стал твёрдым убеждением Гаспаро Контарини, верность которому он сохранял до конца жизни. Интенсивная переписка Гаспаро Контарини с В. Кверини началась после принятого в конце 1511 г. решения В. Кверини завершить успешную карьеру венецианского дипломата, удалиться от мира и присоединиться к Т. Джустиниани. В письмах В. Кверини Гаспаро Контарини мягко, но уверенно развивал собственное представление о том, что жизнь в миру не является препятствием для спасения. Говоря с уважением о духовном подвиге отшельников, Гаспаро Контарини вместе с тем указывал, что монашеская жизнь является уделом лишь отдельных лиц, имеющих непосредственное призвание к этому от Бога. Ссылаясь на Аристотеля, Гаспаро Контарини подчёркивал, что человек по природе является социальным существом, поэтому наиболее удобный и пригодный для всех путь служения Богу – это служение ближним в миру в соответствии с евангельскими заповедями. Когда в 1514 г. до Гаспаро Контарини дошли известия о том, что папа Римский Лев X (1513–1521 гг.) намеревается вызвать В. Кверини в Рим и сделать кардиналом, он убеждал друга принять это назначение и воспользоваться новым положением для подготовки реформ в католической церкви. Тема церковных реформ и необходимости борьбы с церковными злоупотреблениями в этот период была постоянным предметом внимания Гаспаро Контарини и его друзей. В 1513 г. Т. Джустиниани и В. Кверини отправили папе Римскому Льву X пространный трактат, в котором побуждали его начать церковные реформы и предлагали их примерный план. Гаспаро Контарини был хорошо осведомлён о содержании трактата, многие идеи которого устно и письменно обсуждались в кругу друзей, и целиком поддерживал изложенную в нём программу церковных реформ. Однако надеждам Гаспаро Контарини на то, что В. Кверини станет кардиналом и вызовет его в Рим для совместной работы над реформами, не суждено было осуществиться, т.к. вскоре после прибытия в Рим В. Кверини тяжело заболел и 23 сентября 1514 г. скончался. Из писем друзьям исследователям известно, что в 1511–1514 гг. Гаспаро Контарини активно занимался самообразованием: читал Священное Писание и толкования отцов церкви, сочинения Платона и Аристотеля, богословские трактаты Гиппонского епископа Августина Блаженного и Фомы Аквинского. В 1515 г. Гаспаро Контарини посетил Т. Джустиниани в Камальдоли; по пути задержался во Флоренции, где познакомился и подружился с несколькими представителями флорентийского христианского неоплатонизма, в том числе с Пьером Франческо да Гальяно (1484–1559 гг.), который был близок к кругу последователей проповедника Джироламо Савонаролы (1452–1498 гг.).

 



 
PR-CY.ru