«КОНСТАНТИНОВ ДАР» - Страница 9

К. Гудсон и Дж. Нельсон предложили рассматривать мозаики триклиния (зала для приёмов), построенного в 790 гг. по указанию папы Льва III в комплексе Латеранского дворца. В центральной апсиде триклиния был изображён Христос в окружении апостолов; справа находилось изображение апостола Петра, который вручал паллий Льву III и знамя («vexillum») Карлу Великому (надпись: «Блаженный Пётр, ты даруешь жизнь папе Льву, даруешь победу королю Карлу»). Слева от апсиды предположительно была помещена фигура Христа на троне, вручавшего знамя императору Константину и ключи папе Сильвестру. Эта композиция находилась в плохом состоянии уже к началу XVII в., и римские антикварии (А. Массарелли, Дж. Гримальди, Н. Алеманни) предлагали её различные интерпретации. В 1624–1625 гг. по указанию кардинала Франческо Барберини мозаики были отреставрированы, а после разрушения триклиния в середине XVIII в. их перенесли на новое здание. По мнению К. Гудсон и Дж. Нельсон, создание мозаик триклиния и составление текста «Постановления Константина» были связаны с возрождением имперской идеи в Риме незадолго до императорской коронации Карла Великого, и тогда «Постановление Константина» следует датировать второй половиной VIII в., скорее всего, ближе к 800 г. Лангобард Фардульф, назначенный аббатом Сен-Дени, доставил текст во Франкское королевство, где он был включён в сборник формул, а затем – в «Лжеисидорово собрание». Самый ранний пример использования «Постановления Константина» для обоснования привилегий Папского престола связан с императорской коронацией короля Оттона I в 962 г. По указанию папы Иоанна XII кардинал-диакон Иоанн «по прозвищу Изувеченные Пальцы» («Iohannes diaconus cognomento Digitorum mutilus») изготовил «подлинный» манускрипт «Постановления Константина», написанный золотыми буквами. Через несколько лет Иоанн впал в немилость. Бежав из Рима, он нашёл убежище при дворе императора и открыл правду о фальшивой рукописи. Эти сведения приведены в грамоте императора Оттона III папе Сильвестру II (1001 г.), где подчёркивается, что высшая светская власть на Западе принадлежит императору, поэтому понтифик не вправе самостоятельно распоряжаться земельными владениями в Италии. По мнению Х. Фурманна, кардинал Иоанн переработал текст «Постановления Константина»; составленная им редакция (А 3) сохранилась в рукописи около 1000 г. В XI в. на «Постановление Константина» обратили внимание деятели григорианской реформы. При папе Льве IX (1049–1054 гг.) Гумберт, кардинал-епископ Сильва-Кандиды (ум. в 1061 г.), составил новую редакцию текста. В неё были внесены небольшие изменения, призванные подчеркнуть легитимность светской власти папы Римского над странами Запада, которую император Константин Великий уступил папе Сильвестру и его преемникам. Представители Римской курии использовали «Постановление Константина» в полемике с греками. Так, пространная выдержка из текста приведена в послании папы Льва IX Константинопольскому патриарху Михаилу I Кируларию от 2 сентября 1053 г. в качестве иллюстрации тезиса о «царственном священстве святого Римского апостольского престола». О «Константиновом даре» говорится в формуле клятвы на верность папе Римскому, приведённой в послании папы Григория VII (март 1081 г.).

 



 
PR-CY.ru