«КОНСТАНТИНОВ ДАР» - Страница 4

В конце XIX – XX вв. большинство исследователей в целом придерживались гипотезы П. Шеффера-Бойхорста, поддержанной и уточнённой В. Левисоном, Э. Каспаром и Х. Фурманном, в соответствии с которой создание «Постановления Константина» было вызвано необходимостью легитимировать формирование суверенного Папского государства (Римской республики) в сложных политических условиях (разрыв отношений Папского престола с Византией, конфликты с лангобардами, стремление установить прочные связи с франкскими правителями). Другие исследователи отмечали, что составители «Постановления Константина» стремились подчеркнуть особое положение Рима как духовного и политического центра Запада  или обосновать значение Папского престола как хранителя и защитника христианской веры. Согласно П. Шефферу-Бойхорсту, текст «Постановления Константина» был составлен, скорее всего, в канцелярии папы Павла I (757–767 гг.). Исследователи усматривали в тексте параллели с посланиями папы Павла I королю Пипину III Короткому и его сыновьям. Так, в «Постановлении Константина» папа Сильвестр назван «просветителем» императора Константина («illuminatore nostro»), а в послании Павла I королю Пипину III Короткому – «просветителем христианской веры» («Christianorum illuminator fidei»); приближённых лангобардского герцога Павел I называл «сатрапами», а в «Постановлении Константина» так именуются приближённые римского императора. Согласно жизнеописанию папы Стефана II (III; 752–757 гг.), предшественника Павла I, король Пипин III Короткий (как и император Константин в «Постановлении Константина») шёл рядом с конём понтифика во время визита Стефана II в королевство франков («vice stratoris... iuxta eius sellarem properavit»). Исследователи полагают,  что при Павле I в Риме укрепилось почитание св. Сильвестра: понтифик основал монастырь святых Стефана и Сильвестра (Сан-Сильвестро-ин-Капите), в который были перенесены мощи папы Сильвестра. Король Пипин III Короткий передал этому монастырю обитель св. Сильвестра на горе Соракт (см. также привилегию папы Павла I аббату Леонтию и насельникам монастыря святых Стефана и Сильвестра). Некоторые исследователи, указывая на возвеличение в «Постановлении Константина» Латеранской базилики, полагали, что текст был составлен не папскими нотариями, а одним из младших клириков храма. В таком случае «Постановление Константина» было лишь сказанием об основании Латеранской базилики – кафедрального собора Рима, первого христианского храма, построенного императором Константином I Великим. Исследователи полагают, что клирики намеревались начертать этот текст на стене базилики как наставление паломникам. Эта гипотеза позволяет исследователям объяснить расхождения между идеями, изложенными в «Постановлении Константина», и официальной концепцией папского примата, которой придерживались в Римской курии (согласно этой концепции, привилегии Папского престола были основаны на «Петровом служении» (Мф. 16:18–19), а не на распоряжениях светских правителей). Среди аргументов в пользу римского происхождения текста исследователи называют выражение «pro concinnatione luminariorum» (букв. – «ради возжжения светильников»), встречающееся не только в «Постановлении Константина», но и в посланиях Римских пап VIII в.

 



 
PR-CY.ru