«КОНСТАНТИНОВ ДАР» - Страница 6

Сведения о земельных владениях и драгоценностях, которые император Константин подарил важнейшим церквам Рима, скорее всего, как полагают исследователи, восходят к перечню даров императора, включённому в жизнеописание папы Сильвестра в «Liber Pontificalis». Согласно Й. Фриду, «Постановление Константина» трудно вписать в исторический контекст, который предлагало большинство исследователей, – обострение конфликта Папского престола с Византией и политическое сближение с правителями франков. Й. Фрид попытался установить точное значение терминов «potestas» и «ditio» («легитимная власть», «право собственности»), которыми в тексте обозначены полномочия папы в западной части Римской империи. Вопреки толкованиям средневековых канонистов и сторонников теории двух мечей в «Постановлении Константина» не говорится о светской власти папы Римского. Кроме столицы империи, переданной под контроль духовенства во главе с папой, император подарил Сильвестру и его клирикам только символы власти («ad imitationem imperii nostri»), но не властные полномочия («imperium», «regnum»). В «Постановлении Константина» чётко различаются высшая духовная власть церкви, т.е. Папского престола («sedes sacratissima beati Petri»), и уступавшая ей по значению светская власть императора. Как отметил Й. Фрид, в сборнике из Сен-Дени (формула трёх, приписанная папе Иоанну IV) словом «ditio» была обозначена духовная власть апостола Петра и папы Римского как его преемника, словом «potestas» – юрисдикция епископа. Таким образом, в «Постановлении Константина» говорится о церковной юрисдикции папы Римского как верховного первосвященника во всём мире («princeps cunctis sacerdotibus totius mundi») и, прежде всего, на Западе. Так понимали «Константинов дар» и франкские авторы IX в., которые признавали светскую власть папы только над Римом. Подчёркивая разницу между духовной и светской властью, составитель «Постановления Константина» утверждал, что император удалился из Рима и основал новую столицу на Востоке. Предания об основании Константинополя были известны франкам в том числе из сочинений Альдхельма Малмсберийского (император Константин увидел во сне безобразную старуху, превратившуюся в прекрасную девушку, облачил её в пурпурный плащ и увенчал диадемой; узнав об этом сне, папа Сильвестр объяснил, что император должен отстроить Византий и сделать его столицей империи). Среди росписей императорского дворца в Ингельхайме были сцены, изображавшие отъезд императора Константина из Рима и основание новой столицы. По мнению исследователей, представление об императоре Константине как об идеальном правителе-христианине, который заботился о нуждах церкви, предоставил ей обширные привилегии и построил множество храмов, прежде всего, в Риме, восходило в том числе к посланию папы Адриана I королю Карлу Великому (778 г.). Согласно Й. Фриду, рукописная традиция «Постановления Константина» указывает на то, что текст был создан во Франкском государстве, скорее всего, в аббатствах Корби или Сен-Дени. Из Сен-Дени происходит древнейший рукописный текст «Постановления Константина» в составе сборника формул, основными темами которого являются власть папы Римского над Вселенской церковью и подобающее отношение светской власти к церкви.

 



 
PR-CY.ru