«КОНСТАНТИНОВ ДАР» - Страница 5

Так обозначались доходы от земельных владений, на которые приобретали масло для освещения римских церквей. Многие исследователи находили аллюзии на «Постановление Константина» в римских документах второй половины VIII в. Так, папа Адриан I в послании королю Карлу Великому (май 778 г.) упоминал о щедрости императора Константина, «возвысившего» Римскую церковь («elevata atque exaltata est») и уступившего ей власть над странами Запада («potestatem in his Hesperiae partibus largiri dignatus»). Тринитарная формула в начале «Постановления Константина» («uno ex eadem sancta Trinitate»), восходящая к теопасхитскому выражению «один из Святой Троицы» («unus de sancta Trinitate»), использовалась также в актах Римского Собора 769 г. Исследователи полагают, что она оказала влияние на догматические формулировки, включённые в акты Римского собора 798 г. По мнению исследователей, титул императора Константина, приведённый в «Постановлении Константина», послужил образцом для титула императора Карла Великого в капитулярии о разделе империи франков («Divisio regnorum» от 6 февраля 806 г.). На основании этих данных исследователи предполагают, что «Постановление Константина» было составлено между 754 г. (путешествие папы Стефана II (III) во Франкское королевство) и 778 г. (послание папы Адриана I королю Карлу Великому), скорее всего, в годы понтификата Павла I или Стефана III (IV; 768–772 гг.). Высказывалось мнение, что автором текста был некий греческий монах-иконопочитатель, который между 761 и 800 гг. жил в римском монастыре святых Стефана и Сильвестра; создавая подложный закон императора Константина в пользу Римской церкви, он стремился укрепить позиции папы Римского в конфликте с византийским императором, однако был недостаточно хорошо осведомлён об официальной концепции папского примата. По другой версии, «Постановление Константина» было написано на греческом языке папой Львом III (795–816 гг.) и вскоре переведено на латынь; среди возможных авторов текста называли также Анастасия Библиотекаря. Некоторые исследователи отрицали римское происхождение «Постановления Константина» и считали, что текст был создан в государстве франков. Наиболее подробное обоснование этой гипотезы предложил Й. Фрид, указавший на то, что аргументы в пользу римского происхождения «Постановления Константина» основаны на косвенных свидетельствах. Согласно Й Фриду, составитель «Постановления Константина» был недостаточно осведомлён о реалиях церковной жизни Рима и опирался, главным образом, на письменные источники. Так, он безосновательно отождествил папский паллий с лором (предмет облачения византийского императора – шарф, которым оборачивали тело поверх одеяния) и с амиктом. Церемониальный головной убор папы в виде высокой конической митры в раннее Средневековье обозначали словами «camelaucum», «regnum» и «corona», тогда как использованный в «Постановлении Константина» термин «frigium» стал известен в Риме лишь с XII в. Из других знаков достоинства римского клира составителю текста были известны только туфли с белыми чулками и белая конская попона.

 



 
PR-CY.ru