«КОНСТАНТИНОВ ДАР» - Страница 3

Исследователям трудно определить исторический контекст сочинения; ни одна из гипотез, высказывавшихся исследователями, не была основана на твёрдых доказательствах. В Средние века «Постановление Константина» было известно в ряде версий, в том числе значительно переработанных: в издании Х. Фурманна учтено больше сотни рукописей с разными редакциями этого сочинения, возникшими не позднее середины XI в. Х. Фурманн выделил шесть основных редакций, наиболее ранними из них исследователи считают «франкскую версию» и «пространную лжеисидорову редакцию». Древнейшей рукописью «франкской версии» исследователи считают сборник формул из французского аббатства Сен-Дени. Современные исследователи вслед за В. Левисоном полагают, что сборник был составлен незадолго до кончины аббата Фардульфа (792–806 гг.); рукопись датируется началом IX в. (мнение Ш. Уильямса, который датировал манускрипт концом IX в., исследователи считают ошибочным). Х. Фурманн определил, что «франкская версия» – самая ранняя редакция «Постановления Константина». Таким образом, уже в начале IX в. «Постановление Константина» было известно франкам. В составе «Лжеисидорова собрания» (см. Лжеисидоровы декреталии) сохранились две редакции текста – пространная (издано по рукописи середины IX в.) и краткая, содержащая только первую часть текста («Исповедание»). Во второй половине IX в. с «Постановлением Константина» были знакомы франкские авторы – епископ Эней Парижский («Книга против греков», 868 г.) и архиепископ Адон Вьеннский (Хроника Адона, около 870 г.). Об «эдикте» императора Константина, передавшего Рим папе Сильвестру и основавшего новую столицу – Константинополь, упоминал также архиепископ Гинкмар Реймсский. Важнейший источник «Постановления Константина» – составленное не позднее V в. сочинение «Деяния Сильвестра» (на нём основано повествование об исцелении императора и о его обращении ко Христу). Согласно В. Левисону и Х. Фурманну, автор текста опирался, главным образом, на древнейшую версию «Деяний Сильвестра» (А 1), но использовал и более позднюю редакцию (В 1), предположительно созданную в VI в. «Постановление Константина» представлено как римский законодательный акт, хотя обладает признаками, характерными для раннесредневековых грамот (дипломов). В связи с этим исследователи высказывали мнение, что идея этого сочинения была заимствована из «Деяний Сильвестра», где говорится, что император Константин, приняв христианство, издал ряд законов в пользу церкви, в том числе «даровал Римской Церкви и её понтифику привилегию: чтобы во всей Римской империи духовенство признавало его главой, как судьи признают своим главой царя» («priuilegium ecclesiae Romanae pontificique contulit, ut in toto orbe Romano sacerdotes ita hunc caput habeant sicut omnes iudices regem»). По мнению исследователей, «Постановление Константина» было своего рода «реконструкцией» императорского закона, о существовании которого упоминалось в «Деяниях Сильвестра».

 



 
PR-CY.ru