«КОНСТАНТИНОВ ДАР» - Страница 7

Не позднее середины IX в. текст был включён в состав Лжеисидоровых декреталий, которые Й. Фрид вслед за К. Цехиль-Эккесом приписывал аббатам монастыря Корби Вале (826–831 гг.) и Пасхазию Радберту (843/844 – 851 гг.). Й. Фрид связывал «Постановление Константина» с борьбой за власть в империи Каролингов и с церковно-политическими убеждениями аббата Валы. Вместе с Хильдуином, аббатом Сен-Дени (814–840 гг.), Вала примкнул к противникам импеартора Людовика Благочестивого, который намеревался разделить империю между сыновьями. По свидетельству Пасхазия Радберта, ученика Валы и автора его биографии, Вала обвинял Людовика Благочестивого в небрежении обязанностями государя, включавшими заботу о единстве империи и соблюдение прав церкви. Император не только пытался расчленить империю, но и потворствовал мирянам, нарушавшим каноническое право, захватывавшим епископские кафедры и монастыри. Междоусобные конфликты в империи Каролингов вызвали обеспокоенность папы Григория IV, который в 833 г. прибыл во Франкское государство с миротворческой миссией. Однако Людовик Благочестивый и его сторонники, в том числе многие епископы, отказались принять понтифика и даже пригрозили низложить его за самовольное вмешательство в политическую борьбу («quia non vocatus venerat»). Аббат Вала и его помощник Пасхазий Радберт, напротив, поддержали Григория IV и даже вручили папе некие сочинения его предшественников, в которых обосновывалось учение о власти («auctoritas et potestas») апостола Петра: понтифик имел право «судить всех и не быть никем судимым», предпринимать любые действия ради мира церкви и укрепления христианской веры. В послании папы Григория IV франкским епископам (833 г.), предположительно написанном архиепископом Агобардом Лионским, утверждалось, что понтифик обладает властью над душами людей, которая превосходит власть императора («maius esse regimen animarum, quod est pontificale, quam imperiale, quod est temporale»). Противники Людовика Благочестивого подчёркивали значение папы Римского как главы Вселенской церкви, который вправе призвать императора к порядку и напомнить ему об обязанностях христианского государя. Стремление укрепить позиции церковной иерархии во главе с папой Римским, освободить церковь от вмешательства мирян и произвола светской власти проявилось в создании «Лжеисидоровых декреталий», а также, по мнению Й. Фрида, «Постановления Константина». Основной темой этого сочинения Й. Фрид считал идею высшей духовной власти, унаследованной понтификом от апостола Петра и превосходившей светскую власть императора. Франкские авторы представляли папу Римского обладателем верховной юрисдикции по делам, связанным с «незыблемостью христианской веры» («fidei Christianorum stabilitas») и со справедливым устройством христианского общества (ср. послание папы Григория IV «епископам Галлии, Европы, Германии и всех провинций» о прощении Альдрика, епископа Ле-Манского). При обосновании своих церковно-политических убеждений франкские авторы нередко прибегали к фальсификации источников. Исследователи полагают, что сочинения неких древних понтификов, подаренные Валой и Пасхазием Радбертом папе Григорию IV, были подложными декреталиями, впоследствии включёнными в «Лжеисидорово собрание».

 



 
PR-CY.ru