КОНГАР Ив - Страница 8

По-прежнему уделяя большое внимание процессу реформ в католической церкви, Ив Конгар подверг богословской критике сторонников католического традиционализма, отрицавших решения второго Ватиканского собора, обвинив их в противоречии с Преданием католической церкви. В 1975 г. папа Павел VI запретил в служении архиепископа Марселя Лефевра, который отказался принять литургическую реформу второго Ватиканского собора (см. Novus ordo). Ив Конгар поддержал решение Папского престола: в 1976 г. опубликовал сочинение «Кризис в Церкви и монсеньор Лефевр» («La crise dans l'Église et Mgr. Lefebvre»), где указал на ошибки традиционалистов в понимании Предания церкви, идей христианского гуманизма, религиозной свободы, экуменизма, соборности. В 1979–1980 гг. вышел в свет трёхтомник «Верую в Духа Святого» («Je crois en l'Esprit Saint»), ставший заметным событием в современной пневматологии. В 1983 г. Ив Конгар подготовил упрощённую и сокращённую версию этой книги, изданную под названием «Дух человеческий, Дух Божий» («Esprit de l'homme, Esprit de Dieu»). Итогом последних лет преподавательской деятельности Ива Конгара стала изданная в 1982 г. книга «Различия и общение: Исторические данные и богословские выводы» («Diversité et communion: Dossier historique et conclusion théologique»), в которой Ив Конгар выразил мнение о различии как о непременном условии общения. В последующих книгах «Мартин Лютер: его вера, его реформа» («Martin Luther, sa foi, sa réforme») и «Экуменические статьи» («Essais œcuméniques») Ив Конгар изложил поздний взгляд на экуменизм как на одно из средств общения христианских конфессий. В 1984 г. Ив Конгар был госпитализирован в военный госпиталь Дома инвалидов в Париже, где находился до смерти в 1995 г. В 1987 г. издал сборник «Осенние беседы» («Entretiens d'automne»), в котором затрагивались главные темы его богословского творчества, и описана его жизнь. В этой книге Ив Конгар подводил своеобразный итог истории католической церкви в XX в. и собственной роли в ней, в которой он выделил два момента: принятие католичеством современности и укрепление христианской идентичности в её католической версии. Ив Конгар сотрудничал во многих научных изданиях, был постоянным автором и редактором периодического научного издания доминиканского Ордена «Revue des sciences philosophiques et théologiques», также много публиковался в другом издании Ордена – журнале «Les Cahiers de S. Dominique». Интервью и аналитические статьи Ива Конгара о современной церковной жизни печатались в крупных светских периодических изданиях (в том числе в газетах «Le Monde», «Le Figaro», «Ouest-France»). Статьи и материалы Ива Конгара, опубликованные в разных малодоступных изданиях, составляли сборники, в том числе такие, как «Древнее право и церковные структуры» («Droit ancien et structures ecclésiales»), «Фома Аквинский и его видение теологии и Церкви» («Thomas d'Aquin: Sa vision de théologie et de l'Église»). Среди последних публикаций – размышления Ива Конгара о роли папства в католической традиции, которые в 1994 г. были изданы в виде книги «Церковь и папство: исторический обзор» («Église et papauté: regards historiques»). По состоянию на 2004 г. сводная библиография работ Ива Конгара насчитывает 1856 наименований. Незадолго до кончины Ива Конгара, 26 ноября 1994 г. папа Римский Иоанн Павел II во внимание к его заслугам возвёл Ива Конгара в достоинство кардинала-диакона римской диаконии св. Себастьяна («San-Sebastiano al Palatino»). Погребён на кладбище Монпарнас в Париже.

 



 
PR-CY.ru