КОНГАР Ив

КОНГАР Ив, монашеское имя Мари Жозеф (1904–1995 гг.) – кардинал, католический богослов и историк богословия. Родился в семье банковского служащего, был последним, четвёртым ребёнком. Оказался свидетелем немецкой оккупации Франции в 1914 г.; впоследствии по настоянию матери описал свои детские впечатления, которые были изданы в 1997 г. под названием «Военный дневник, 1914–1917» («Journal de la guerre, 1914–1917»). В 1918–1921 гг. учился в начальной духовной семинарии в Реймсе, затем до 1924 г. – в духовной семинарии при Католическом институте в Париже, где под руководством пресвитера Дидье Лалльмана специализировался на богословии и философии католического святого Фомы Аквинского в русле неотомизма. В это время он посещал лекции видного теолога начала ХХ в., доминиканца пресвитера Режиналя Гарригу-Лагранжа, бывал на домашних интеллектуальных собраниях Жака Маритена, участвовал в работе интеллектуального кружка в парижском пригороде Мёдон. После призыва на военную службу был направлен во французскую зону на территории Германии, откуда уволился в звании лейтенанта. В 1925 г. вступил в Орден доминиканцев, принял имя Мари Жозеф. В 1926–1931 гг. обучался в высшей доминиканской школе Сольшуар (до 1939 г. располагалась в Кен-ла-Томб близ Турне, Бельгия). Ив Конгар занимался преимущественно католической теологией под руковдством богослова и историка церкви пресвитера Мари-Доминика Шеню и А. Гардея, который познакомил его с работами философа Мориса Блонделя. Благодаря М.-Д. Шеню Ив Конгар стал использовать историко-критический метод чтения текстов Фомы Аквинского, что позволило перейти от спекулятивного томизма Ж. Маритена к исторически ориентированному томизму Этьена Анри Жильсона и М.-Д. Шеню. В томизме Ив Конгар выделял важные для него принципы: системность мысли и идей, открытость диалогу. О себе он говорил, что эволюционировал от томизма к историзму и экуменизму. Ив Конгар отмечал в томизме опасность излишнего эссенциализма, где частное, личное, человеческое рассматривается в категориях сущности. До конца жизни Ив Конгар считал себя обязанным Фоме Аквинскому склонностью к ясности изложения мысли. 25 июля 1930 г. нунций во Франции архиепископ Луиджи Мальоне рукоположил Ива Конгара во пресвитера. Считая важной стороной пастырского служения священника-доминиканца проповедь, Ив Конгар старался проповедовать во время каждой мессы (161 проповедь до начала войны, 553 – с 1945 по 1957 гг., 947 – с 1957 по 1965 гг.). Во время учёбы в школе Сольшуар ездил на стажировки в Германию (июль 1930 г. и лето 1931 г.), где познакомился с работами Мартина Лютера и исследованиями по протестантизму. Во время стажировки в Париже общался с Ж. Маритеном, Эмманюэлем Мунье, прослушал курс лекций Э.А. Жильсона о М. Лютере в Школе высших исследований. Осмысляя процессы Реформации, Ив Конгар критически оценивал деятельность М. Лютера, полагая, что он перенёс реформу из области морали и церковной жизни в область веры и структуры церкви, и потому он «больше чем просто реформатор: он революционер». Однако в работах, посвящённых Реформации, Ив Конгар особо подчёркивал высокие пастырские и нравственные мотивы М. Лютера, способствовав тем самым перемене взгляда в католической богословской среде на его деятельность.

 



 
PR-CY.ru