КОЛОКОЛ - Страница 10

В XVI в. устойчивое колокольное производство существовало на землях Северо-Западной Руси. Крупным центром литья колоколов с 1520 гг. был Псков, где функционировало несколько ремесленных мастерских, в которых наряду с другими предметами церковного обихода отливали колокола весом до 500 пудов. Самое раннее сообщение о литье колоколов в Пскове датируется 1520 г., когда братья Михаил (в 1520 гг. он был священником), Максим и Онуфрий Андреевы отлили два благовестника (100 и 200 пудов) для псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря. От 1520 гг. исследователям известны колокола Михаила и Максима Андреевых, отлитые для церкви преподобного Варлаама Хутынского на Званице на Запсковье и для псковского Снетогорского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря, от 1530 гг. – для псковских церквей Василия Великого на Горке, бессребреников Космы и Дамиана на Запсковье, для Мирожского монастыря, Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря и Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря. В конце 1540 – 1560 гг. в Пскове работали сыновья Михаила Андреева Матфей и Кузьма. Исследователям известны их колокола для собора Святой Софии в Новгороде Великом и Троицкого собора в Пскове, церкви Богоявления на Запсковье, Кириллова Белозерского монастыря и Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря. В 1520 гг. в Пскове работал мастер Тимофей Андреев. Сохранились два его колокола, изготовленные в 1540 гг. для Псково-печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря. Большинство колоколов, отлитых в первой половине 1530 – начале 1550 гг. мастером Прокофием Григорьевым, были изготовлены на продажу, в том числе колокол 1548 г., который хранится в Суздале. Наивысший расцвет псковского колокололитейного искусства приходится на 1550 гг., когда работали мастера Юрий Ульянов (до настоящего времени сохранился только один его колокол 1557 г., в музее-заповеднике «Коломенское»), братья Ивановы (один из них, Нестор, отлил два колокола: для московского в честь Вознесения Господня женского монастыря в 1555 г. и для церкви преподобного Иоанна Лествичника в 1559 г.), Кузьма Васильев и Логин Семёнов (изготовили в 1550–1560 гг. несколько колоколов, сохранился только колокол 1558 г. для Псково-Печерского монастыря). В 1570 гг. Логин Семёнов работал уже самостоятельно; сохранилось три его колокола, в том числе один из часовых – на Большой звоннице Псково-Печерского монастыря (1580 г.). Чума 1567 г., а также Ливонская война почти на 20 лет затормозили производство колоколов в Пскове. От конца XVI в. исследователям известно несколько имён псковских колокольных мастеров. Василий Иванов работал в 1580–1590 гг.; сохранились его колокола 1581 г. для церкви Богоявления на Запсковье и 1599 г. для Варлаамиева Хутынского монастыря (изготовлен совместно с Афанасием Панкратьевым и Иоакимом Ивановым, ныне в Новгородском историко-архитектурном музее-заповеднике). Псковский мастер Иван Матвеев в 1597 г. отлил 150-пудовый благовестник для Соловецкого монастыря. Сохранившиеся памятники псковского литья свидетельствуют, что работавшие в этом городе мастера использовали западноевропейские технологии и украшали свои изделия характерными для Пскова орнаментами.

 



 
PR-CY.ru