КОЛОКОЛ - Страница 8

Со второй половины XIII в. колокола изготавливали в столицах наиболее развитых княжеств Северо-Восточной Руси. Во второй половине XIII – начале XIV вв. таким центром был Ростов, откуда в 1290 г. для освящения Успенского собора в Устюге был послан епископ Ростовский и Ярославский Тарасий, «а с ним образ пресвятой Богородицы Одигитриа да колокол Тюрик» (Карамзин Н.М. «История государства Российского», том 4, примечание 182). Между 1240 и 1290 гг. в Ростове были отлиты два «великих» колокола. Колокольное производство не прекращалось в этом городе и в XIV в. В 1330–1340 гг. лидирующее положение в изготовлении колоколов занимала Москва. Возглавлявший московскую литейную мастерскую Борис Римлянин в 1342 г. по просьбе Новгородского архиепископа Василия (ум. в 1352 г.) ездил в Великий Новгород, где изготовил большой благовестный колокол для Софийского собора. В 1346 г. Борис Римлянин отлил «три колокола великиа, а два малыя» в Москве по заказу князя Симеона Ивановича Гордого для построенной в Кремле в 1329 г. великим князем Иваном Даниловичем Калитой церкви преподобного Иоанна Лествичника («Полное собрание русских летописей», 1885 г., том 10). В Москву свозили и трофейные колокола. В одну из арок церкви «иже под колоколы» преподобного Иоанна Лествичника в 1339 г. великий князь повесил колокол, привезённый из тверского Спасо-Преображенского собора. Тем самым московские князья демонстрировали соперникам в борьбе за великое Владимирское княжение свою потенциальную возможность возглавить общерусский престол. В XIV в. колокольное ремесло продолжало развиваться и в городах, находившихся на насильственно отторгнутых от Руси западнорусских землях. Изготовлением колоколов там занимались русские мастера, а колокольное дело развивалось в русле общеевропейских тенденций. Об этом свидетельствуют памятники литейного искусства с русскими надписями из Львова (для Теребовльского монастыря Преображения Господня, 1341 г.) и Вильно (для церкви Параскевы Пятницы, 1379 г.). Колокола получили распространение и в Великом княжестве Литовском (по данным Инны Дмитриевны Назиной, в 1498 г. только в Вильно было семь костёлов и около двадцати церквей с колоколами). Однако возникновение центров по изготовлению колоколов на Руси в период ордынской зависимости, по мнению исследователей, не может свидетельствовать о наличии в названных городах постоянно действующего колокольного производства. Литьё колоколов ещё не стало самостоятельной отраслью ремесла, носило эпизодический характер и обычно сопутствовало большим строительным или ремонтным работам в храмах. В 1403 г. в Твери князь Иван Михайлович вылил колокол для Спасо-Преображенского собора; в 1412 г. в Ростове для восстановленного после пожара Успенского собора были вновь отлиты колокола. Из колоколов, изготовленных в 1420 и 1427 гг. для Троице-Сергиева монастыря, первый, называемый ныне «Чудотворцев», сохранился. К 1456 г. исследователи относят изготовление двух больших колоколов по повелению архиепископа Новгородского и Псковского Евфимия II Вяжицкого (ум. в 1458 г.) для Софийской звонницы в Великом Новгороде. Через шесть лет Новгородский архиепископ Иона Отенский (ум. в 1470 г.) повелел отлить колокол «к святому Николе в Неревьский конец» («Полное собрание русских летописей», 1889 г., том 16), а в 1474/1475 г. архиепископ Феофил (ум. в 1484 г.) приказал вылить колокол для Гостинопольского монастыря близ Ладоги.

 



 
PR-CY.ru