КОЛОКОЛ - Страница 5

В 1642–1680 гг. в Нидерландах братья Франсуа и Питер Хемони выработали форму, профиль и пропорции колокола, необходимые для их точной звуковысотной настройки. В континентальных странах Западной Европы темп звона разных колоколов при их раскачивании, как правило, зависел от их размера: быстрый – для небольших колоколов, медленный – для больших; при этом важным считалось сочетание звучания разных колоколов, обычно в виде звукоряда – пентатоники или гексахорда. В Англии и в некоторых областях Южной Франции была разработана особая техника звона, при которой число ударов разных колоколов регулировалось с помощью задержки колокола при вращении (англ. «change ringing»). В этом случае меняется не продолжительность, а последовательность звучания колокола, поэтому на первый план выступает не гармоническая, а мелодическая составляющая звонов, основанных на тетрахордах диатонического звукоряда. В Испании использовалась смешанная техника исполнения: один или несколько больших колоколов закреплялись неподвижно, меньшие – на вращающихся противовесах, и звонарь ударял в те и другие поочерёдно. В XIV–XV вв. наборы колоколов, подобранных по ступеням звукоряда, стали использовать для исполнения фрагментов мелодий богослужебных песнопений на монастырских часах или некоторого подобия мелодий при звоне путём раскачивания. Развитие на Западе часовой техники способствовало использованию механизмов для звона колоколов и возникновению особого музыкального инструмента – карильона. В конце XV – конце XVIII вв. в церквах севера Германии была популярной так называемая колокольная звезда (нем. «Zimbelstern»). Инструмент соответствующей формы, на который подвешены колокольчики, помещался на вершине фасада органа и вращался с помощью специального клапана. Музыкальное применение этого устройства, в протестантской церкви символизирующего вифлеемскую звезду, связано с особо торжественными моментами пения рождественских гимнов или с исполнением заключительных фуг в органных композициях северогерманской школы. Аналогичные инструменты в виде колеса с колокольчиками (франц. «roue de clochettes, routelle»; англ. «bell wheel») были известны в церквах Испании, Франции, Англии. В восточно-христианских странах распространение колоколов принято отсчитывать со второй половины IX в.: согласно «Венецианской хронике» Иоанна Диакона, дож Орсо I Партечипацио в 886 г. прислал в подарок византийскому императору Василию I Македонянину 12 колоколов, которые повесили в Константинополе на башне рядом с новопостроенной церковью; согласно «Хронике» Андреа Дандоло (XIV в.) и некоторым другим источникам, колокола были посланы в 865 г. императору Михаилу III. Указание о созыве монахов на трапезу с помощью колокола содержится в Уставе («Диатипосисе») афонской Великой Лавры (вторая половина X в.). Однако, по мнению исследователей, сначала для Византии это были эпизодические явления, и в большей части церквей традиционно использовались била (било). Более широко колокола распространились после завоевания Константинополя крестоносцами (1204–1261 гг.), которые использовали эти инструменты в своих церквах в византийской столице.

 



 
PR-CY.ru