КОЛОКОЛ

КОЛОКОЛ – ударный музыкальный инструмент для совершения церковного звона. Исторически колокол используется также в различных сферах социальной жизни для оповещения. Современный европейский колокол представляет собой трубчатую оболочку переменного диаметра и толщины, по форме близкую к усечённому конусу. Верхняя часть колокола, называющаяся короной, состоит из замыкающей корпус поверхности – сковороды, на которой расположено приспособление для подвешивания колокола – уши (их 4–6), примыкающие к маточнику в форме усечённой четырёхгранной пирамиды. Верхняя, более узкая часть стенок колокола называется боками, нижняя, расширяющаяся – пóлами (иногда юбкой), покатые края сковороды, переходящие в бока, – плечами. На нижней поверхности сковороды есть петля, на которую подвешивается язык. Стенка колокола книзу постепенно утолщается, достигая максимальной толщины в боевой части (бое), а к краю (который называется губой) резко заостряется. Высота колокола (без ушей) приблизительно равна его наибольшему (нижнему) диаметру, верхний диаметр равен половине нижнего. Чаще всего колокол отливают из сплава, состоящего из четырёх частей меди и одной части олова (оловянистая бронза). Язык колокола состоит из петли (проушины), стержня (оси), ядра (яблока; собственно ударной части) и концевика (летунка); диаметр стержня постепенно увеличивается к ядру; в русском колоколе ядро языка значительно более тяжёлое, чем в западных. Звучание европейского колокола образует звуковой спектр, представляющий собой сложное сочетание гармонических и негармонических обертонов: унтертон (нижняя октава; самый низкий компонент звучания), основной тон (прима; приблизительно на октаву выше унтертона; в ненастроенных колоколах это расстояние может довольно сильно варьироваться; на слух воспринимается как основная высота звучания колокола), терция и квинта (названия отражают приблизительный интервал вверх от основного тона; первая ближе к малой терции, чем к большой), номинальный тон (верхняя октава; приблизительно на октаву выше основного тона), дополнительные верхние тоны (не меньше 7–10 в диапазоне нескольких октав вверх от номинального тона; находятся в диссонансном соотношении между собой и с более низкими тонами). Звучание высоких составляющих характеризуется более быстрым затуханием (поэтому верхние тоны, придавая начальному звуку колокола богатую окраску, почти не влияют на основную высоту звучания колокола, воспринимаемую на слух), низких – более медленным, причём в разные моменты звучания колокола преобладают разные тоны, поэтому в целом оно вызывает сложное слуховое ощущение. Если интервал между основным и номинальным тонами отличается от октавы, в течение очень короткого времени после удара колокола звучит ещё один, результирующий тон, лежащий ровно на октаву ниже номинального. Настройка главных тонов (обычно пять) колокола на точные интервалы гармонического созвучия, принятая в западной традиции, достигается после отливки колокола подтачиванием внутренней поверхности его стенки в разных концентрических зонах.

 



 
PR-CY.ru