КОЛОКОЛ - Страница 7

В Житии преподобного Антония Римлянина (ум. в 1147 г.) говорится о звоне колоколов к утрене во многих новгородских церквах. Колокола в Киеве впервые упоминаются в 1146 г., когда они были захвачены князем Изяславом Мстиславичем («Полное собрание русских летописей», 1843 г., том 2). В ходе археологических раскопок было найдено три целых колокола (из Десятинной церкви и с Хоревой улице в Киеве, из Городеска, близ современного села Городск Коростышевского района Житомирской области, Украина), один деформированный при пожаре (из усадьбы Десятинной церкви) и фрагменты ещё около сорока колоколов домонгольского периода; сохранился ещё один целый колокол из Антониева монастыря в Новгороде. Их размеры (нижний диаметр – 13,5–61 см), состав (оловянистая бронза с 20–24% олова), форма («улей» и «сахарная голова») и надписи (латиницей или кириллицей) свидетельствуют о том, что колокола в этот период привозили из Западной Европы или изготовляли по тому же стандарту, что и западноевропейские, а конструкции старейших колоколен и изображения из Лицевого летописного свода (XVI в.) – о том, что на Руси звонили в колокола так же, как и на Западе, – раскачивая их. В последней четверти XI в., следуя иностранным образцам, русские ремесленники-металлисты стали отливать колокола, а к середине XII в. их производство на Руси достигло существенных успехов. Первое летописное свидетельство отливки колокола в Древней Руси относится к 1259 г., когда в пожаре в городе Холм погибли колокола, привезённые из Киева и отлитые на месте по повелению Галицко-Волынского князя Даниила Романовича («...колоколы принесе из Кыева, другие ту солье» – «Полное собрание русских летописей», 1843 г., том 2). В сообщении о последовавшей менее чем через 30 лет смерти племянника Даниила князя Владимира Васильковича упоминалось, что он для церкви великомученика Георгия в Любомле «...полия же и колоколы дивны слышанием, такых же не бысть в всей земли» «Полное собрание русских летописей», 1843 г., том 2). Во второй половине XII в. местные мастера полностью освоили колокололитейное дело, и по размеру отдельные отечественные колокола того времени (например, колокол конца XI – начала XII вв. из Михайловского собора Переяславля Русского) соответствовали средним западноевропейским памятникам литейного искусства романского периода. Вместе с тем продолжался импорт колоколов, и русские мастера могли быть в курсе развития западноевропейских литейных технологий. За счёт местного производства количество колоколов значительно увеличилось, но по причине высокой стоимости они были не во всех церквах. Колокола были желанной добычей при захвате городов в ходе княжеских междоусобиц. Их перемещение из одних земель в другие содействовало дальнейшему распространению колоколов. Этому же способствовала феодальная раздробленность: князья соперничали друг с другом в сооружении каменных церквей и в оснащении их дорогой утварью, в том числе колоколами. Уровень колокольного ремесла был показателем степени экономического и политического развития региона. В результате монголо-татарского вторжения в конце 1230 – начале 1240 гг. Русь лишилась большого количества колоколов. Тем не менее, уже в 1240 гг. изготовление колоколов возобновилось.

 



 
PR-CY.ru