КОЛОКОЛ - Страница 3

Распространение в Центральной и Северной Европе небольших ручных колоколов, склёпанных из железных листов, связано с миссионерской деятельностью монахов из Ирландии и Бретани, созывавших с их помощью народ на слушание проповеди. Считалось также, что звук колокола оберегает от злых духов, приносит исцеление, умиряет вражду. Колокола этого вида сохранились в Ирландии, Шотландии и на севере континентальной Европы: например, в Ирландcком национальном музее в Дублине хранится «Колокольчик завета святого Патрика» (V в.?), в городском музее Кёльна – колокол 613 г. (высотой 42 см) из церкви св. Цецилии. Позже вместо железа стали употреблять листовую медь. Кованые колокола производились в Западной Европе до XI в. С конца VI в. в Италии монахи-бенедиктинцы, первый монастырь которых (Монте-Кассино) находился недалеко от центра производства бронзы – Нолы, стали использовать бронзовые литые колокола (сначала квадратного, позднее круглого сечения). Бенедиктинцы разработали технологию изготовления колокола большего размера, впоследствии распространившуюся из Италии на север и запад, где основывались монастыри этого Ордена. В VII–VIII вв. производство колоколов особенно выросло на территории Франкского государства. Ранние западные свидетельства употребления колокола (лат. signum, campana, tintinnabulum) содержатся в письме диакона Фульгенция Ферранда из Карфагена аббату монастыря Лукуллан близ Неаполя Евгиппию, в Житии ирландского святого Дага (ум. в 586 г.), в сочинениях Григория Турского (ум. в 593/594 г.), в Житии св. Колумбана (ум. в 597 г.) и других источниках (см. также примеры в ст. Кампан). Первоначально небольшие стационарные колокола вешали на фронтонах церквей; по мере увеличения веса колоколов для них стали сооружать башенки на фасадах храмов; звонили в них с земли, дёргая за верёвку, привязанную к рычагу, соединённому с валом, на котором укреплялся колокол. С VIII в. увеличившиеся в размерах колокола стали помещать на колокольнях (см., например, сообщение о сооружении папой Стефаном II (752–757 гг.) башни для трёх колоколов у базилики св. Петра); способ звона при этом на Западе остался прежним – с помощью раскачивания колокола. Впоследствии колокол стали также помещать внутри церкви на кафедре (для возвещения о чтении Священного Писания или о произнесении проповеди), на галерее (для управления хором; в эпоху Возрождения с приходом профессиональных хористов этот вид колокола вышел из употребления), на алтаре (ручной колокольчик, в православной традиции ему соответствует кандия). С VIII в. исследователям известен чин освящения колокола, отчасти повторяющий формы таинства крещения: экзорцизм, обливание водой, помазание, надевание крестильной рубашки, окуривание ладаном, наречение имени. Существовал и своеобразный «пост колоколов»: во время Страстной недели к богослужению призывали игрой на трубах (позднее в ряде стран существовала практика замены в таких случаях колокола деревянными трещотками и колотушками). В IX в. колокола стали широко использоваться не только в монастырях и городских соборах, но и в сельских церквах. Отдельные церкви и монастыри имели целые наборы колоколов.

 



 
PR-CY.ru