КОЛОКОЛ - Страница 4

С XII в. в западноевропейских монастырях наборы небольших безъязыковых колоколов (от трёх до пятнадцати), настроенных на определённые ступени звукоряда, стали использовать в качестве музыкальных инструментов для занятий пением и музыкальной теорией. Звуки на таких инструментах, называвшихся «cymbalа», извлекали с помощью специального молоточка. В церкви их могли использовать во время богослужения для сопровождения отдельных песнопений или при исполнении литургических драм. В XII в. рост городов и изменения в социальной жизни привели к увеличению роли колоколов, которые стали использовать для оповещения не только о богослужении, но и о других событиях, значимых для жизни городской общины. Если в раннее Средневековье изготовление колоколов было прерогативой монастырей, то с этого времени их стали отливать частные мастера, которые, получая заказы на изготовление колоколов, часто переезжали из города в город или даже переселялись в другие страны. В XIV в. появляются стационарные литейные мастерские. Тогда же мастера-литейщики получали заказы на изготовление не только колоколов, но и пушек, т.к. технологии литья тех и других были схожими. Эволюцию формы европейского литого колокола исследователи делят на четыре пересекающихся во времени этапа. 1) До начала XIII в. была распространена чашеобразная округлая форма с равномерной толщиной стенок. Примером этого вида является колокол из тосканского города Канино (VIII–IX вв.), хранящийся в римском Латеранском музее. Для укрепления боевой части колокола с X в. на неё снаружи стали накладывать металлический обруч. 2) С XI в. до середины XIII в. бытовала форма колокола, близкая к цилиндрической («улей»), с толстыми отвесными стенками, лишь немного расходящимися и утолщающимися книзу. Этот вид колокола и технологию литья при помощи формы, наращиваемой на горизонтальный деревянный шпиндель, описал монах-бенедиктинец Феофил Пресвитер (как полагают исследователи, греческого происхождения) в трактате «Записки о разных искусствах» (около 1125 г.). 3) В конце XII – начале XIII вв. была разработана форма колокола, приближённая к конусу, с вогнутой для улучшения акустических свойств талией («сахарная голова»); верх колокола сохранял форму чаши или улья; обруч, укрепляющий губу, стал частью отливаемого колокола, что увеличило резонанс его звучания. Горизонтальный шпиндель как основа для литейной формы был заменён вертикальным; усовершенствованная технология изготовления колокола впервые описана итальянским литейщиком Ванноччо Бирингуччо в книге «Пиротехния» (1540 г.). 4) В конце XIII – первой половине XIV вв. появилась форма современного европейского колокола, промежуточная между «ульем» и «сахарной головой», с более короткой по сравнению со вторым видом талией. Звон этого колокола стал богаче и звучнее. В середине XV в. в Нидерландах пропорции колокола были усовершенствованы с целью обеспечить октавные соотношения между основным тоном и главными обертонами: звуковой пояс был постепенно заужен в верхней части; голова приобрела плоскую верхушку и плечи, а его высота была уменьшена до размера максимального диаметра. Точное повторение удачных экземпляров колокола стало возможным благодаря использованию шаблона их профиля.

 



 
PR-CY.ru