«CORPUS IURIS CIVILIS» - Страница 10

Действительно, в двух текстах, из которых один приписывается в схолиях к «Василикам» «Анониму», а другой – Энантиофану, их автор ссылается на написанную им небольшую работу «о легатах и дарениях на случай смерти». Кроме того, некоторые схолии к «Василикам» содержат идентичные тексты, авторами которых названы то «Аноним», то Энантиофан. Прозвище Энантиофан неизвестный автор получил, по мнению исследователей, по названию написанного им сочинения об «очевидных противоречиях» (как полагают исследователи, в «Дигестах»). Это сочинение упоминается в «Номоканоне XIV титулов» как составленное самим автором Номоканона. По мнению исследователей, «Анонима-Энантиофана» следует считать автором и «Номоканона XIV титулов». Краткие переводы/пересказы (summae) составлялись также и для «Кодекса Юстиниана». Так, некий Анатолий, предположительно антецессор, упоминаемый в постановлениях «Omnem» и «Tanta», был автором наиболее значительного краткого перевода «Кодекса». Анатолий был профессором права из Бейрута и происходил из семьи потомственных юристов. Его сочинение было предназначено для практикующих юристов и было материалом для обучения студентов в школе права. Исследователи не не сомневаются, что Анатолий использовал для своей работы «индекс» «Кодекса», составленный антецессором Исидором. Фрагменты сочинения Анатолия сохранились в тексте «Василик» (прежде всего, вся восьмая книга «Кодекса» представлена в «Василиках» в интерпретации Анатолия), в некоторых схолиях к «Василикам», а также в собрании, известном исследователям как «Anecdota Laurentiana et Vaticana». Ещё один комментарий к «Кодексу» составил некий Феодор Схоластик (адвокат из египетского города Гермополь, полное его имя приводится в одной из схолий к «Василикам»). Его сочинение было создано после 575 г. в образовательных целях, что доказывает присутствие в тексте вопросов (которые он сам, судя по всему, и составлял) и ответов. Кроме того, summa Феодора содержит ссылки на постановления «Кодекса» и новеллы Юстиниана, а в одном случае, по мнению исследователей, на «Дигесты» (в издании Г.Э. Хаймбаха эта ссылка присутствует; в гронингенском издании в этом месте Феодор ссылается на «Кодекс»). Исследователи полагают, что Феодор использовал для составления своего труда комментарий Фалелея на «Кодекс». Феодор называет Стефана своим «учителем», однако, скорее всего, как полагают исследователи, он не посещал лекции Стефана в Константинополе, а лишь читал запись его комментария к «Дигестам». Фрагменты сочинения Феодора не только воспроизводятся в схолиях к «Василикам», но и дошли до настоящего времени в тексте, составленном в XI в., включившем в себя выдержки из комментария Феодора. Феодор составил (уже после комментария к «Кодексу») сохранившееся краткое изложение новелл. В основу этого сочинения было положено «Собрание 168 новелл» (это сочинение также содержит ссылки на постановления «Кодекса» и на новеллы). Краткое изложение новелл составил между 572 и 577 гг. Афанасий Эмесский, который был адвокатом в канцелярии комита Востока в Антиохии. В основе его сочинения лежит «Собрание 168 новелл».

 



 
PR-CY.ru