«CORPUS IURIS CIVILIS» - Страница 6

Дополнение «Дигест» изданием «Институций» должно было привнести больший порядок и бóльшую ясность в обширный материал собрания и снабдить его доступным и кратким введением; этот шаг ещё больше усиливает догматическое начало в структуре собрания. «Институции» и первые четыре книги «Дигест» предназначались для изучения на первом году обучения в юридических школах. Выстраивая программу преподавания, Трибониан обосновывает своё видение композиции «Дигест», которая нацелена на выявление внутренней логики правовой материи, хотя и вынуждена учитывать порядок эдикта. Искусственное построение не преследует цели оправдания системы эдикта – эта система не препятствует заявленной задаче и может по существу игнорироваться. Выделяемые в программе разделы отвечают членению материала в известных классических систематизациях, получивших отражение и осуществление в структуре «Институций» как традиционного обобщения элементарного (дидактического) характера, освящённого именем Гая (авторитет которого исторически производен от ставшей классической структуры «Институций»: лица – вещи – иски). Трибониан не испытывал трудностей в согласовании композиции «Дигест» со структурой «Институций», для него оба произведения – части единого величественного целого, которым предстаёт классическое наследие. Назначение правовых сборников, созданных в результате систематизации, состояло не только в регулировании правоотношений в различных сферах, но и по замыслу императора Юстиниана (в действительности предложенного ему «министром юстиции» Трибонианом) в организации системы обучения студентов правовых школ. В конституции «Omnem», адресованной восьми профессорам школ права Константинополя и Бейрута, выстраивается определённый порядок изучения правовых сборников. На первом году обучения студенты должны были изучать «Институции» и первые четыре книги «Дигест»; на втором году – книги 5–11 («de iudiciis»), 12–19 («de rebus»), 23, 26, 28 и 30 «Дигест». Студенты третьего курса продолжали изучать те части «de iudiciis» и «de rebus», которые не были изучены на втором году обучения, а также книги 20–22. На четвёртом году обучения студенты самостоятельно изучали 24, 25, 27, 29 и 31–36 книги «Дигест». На пятом, последнем году обучения профессор делал для студентов пояснения по поводу постановлений, вошедших в «Кодекс». На этом обучение заканчивалось. Антецессоры (так император Юстиниан обращается в конституции «Omnem» к профессорам права; термин «антецессор» восходит к военной тематике: так именовался разведчик, который шёл впереди войска, чтобы найти удобный путь для прохода войска и подходящее место для разбивки лагеря. Период с 533 г. по 560 гг. принято обозначать как «время антецессоров»; в рукописях XI в. и более поздних это наименование воспроизводится искажённо) должны были в процессе преподавания столкнуться со слабым знанием студентами латыни. Студенты были, в основном, грекоговорящими и в любом случае не обладали достаточным знанием латыни для понимания сложных юридических текстов, тогда как основная масса юстиниановских текстов («Институции», «Дигесты», бóльшая часть «Кодекса») была написана на латыни.

 



 
PR-CY.ru