КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ - Страница 12

Атрибуция ранних изображений Климента Охридского затруднена: уверенно распознать его образ среди соимённых святых исследователям не позволяет отсутствие в надписи титулатуры «Охридский» (по мнению Алексея Мстиславовича Пентковского, наименование святителя Охридским утвердилось в первой половине XIV в., после обретения мощей). Указанием на возможное изображение Климента Охридского, по мнению исследователей, может служить включение в программу росписи храма образов славянских просветителей равноапостольных Кирилла и Мефодия, святителя Константина II Кавасилы, архиепископа Охридского, и покровителя Охрида священномученика Еразма, епископа Формии (Минея 1435 г.; Национальная библиотека Болгарии имени Кирилла и Мефодия, помимо службы священномученику Еразму включает единственный известный список древнейшей славянской службы Клименту Охридскому), а также священномученика Климента, епископа (папы) Римского. Святого обычно изображают седовласым старцем с длинной остроконечной (иногда раздвоенной на конце) бородой, облачённым в фелонь (часто крещатую, так называемый полиставрий), с омофором. Первые изображения, атрибутируемые Клименту Охридскому, появились ещё до официального прославления в силу его широкого почитания в Охриде. Самый ранний образ Климента Охридского сохранился в соборе Святой Софии в Охриде, расписанном при архиепископе Льве (1037–1056 гг.). Святой, седовласый, с высоким лбом архиерей, облачённый в подризник, фелонь, омофор с большими чёрными крестами, изображён на южной стене диаконника последним в ряду архиереев, рядом с равноапостольными Кириллом и Мефодием. По мнению Воислава Джурича, выбор святителей для включения в роспись алтарного пространства кафедрального храма Охридской епархии зависел от архиепископа Льва: хотя славянские иерархи изображены на второстепенном по значимости месте в алтаре, их размещение является уникальным, поскольку в росписях «…других православных центров иерархи местных церквей изображались, как правило, не в алтаре, а в западной части храма или в притворе (например, в Святой Софии Константинопольской, в храмах Сербии XIII–XIV вв.)». 1191 годом исследователи датируют роспись в церкви во имя великомученика Георгия Победоносца в Курбинове, где на северной стене алтаря фрагментарно сохранился связываемый с Климентом Охридским образ святителя, а также представлены священномученик Климент Римский (иногда идентифицируют как священномученика Еразма, епископа Формии) и равноапостольные Кирилл и Мефодий (с надписями: «Кирилл учитель болгар» и «Мефодий учитель болгар»). В храме св. Архангелов в Прилепе (третья четверть XIII в.) предположительно Климент Охридский (седой, с высоким лбом) представлен на стене юго-восточной части алтаря благословляющим, в полиставрии, с Евангелием в руке; типологические особенности образа близки к ранним изображениям святого в соборе Святой Софии в Охриде и в церкви великомученика Георгия в Курбинове; сохранились три последние буквы имени святого. В фигуре святителя на северной стене жертвенника церкви Пресвятой Богородицы монастыря Студеница (1208–1209 гг.) исследователи также видят образ Климента Охридского благодаря частично сохранившейся надписи («Охрид») над первым святым в группе из трёх архиереев.

 



 
PR-CY.ru