КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ - Страница 18

Парное изображение этих святых может иметь, по мнению исследователей, особый смысл для болгарской истории начала XI в., т.к. здесь посредством иконографии зафиксирована связь «архиепископии в Охриде с римской префектурой Иллирии», что «должно было обосновывать легитимность вхождения епархий, находящихся за пределами фемы Болгарии, в архиепископию Болгарии». В 1378 г., при великом жупане Андрии Гропе, была построена и расписана церковь во имя Климента Охридского (св. Климента Старого) в Охриде. На южной стене, где традиционно помещаются образы покровителей храма, изображён Климент Охридский, по сторонам которого располагаются фигуры святителя Николая Чудотворца и равноапостольного Наума Охридского. Родственные связи с Андрией Гропой имел принадлежавший к правившему в Южной Албании роду Феодор Музаки – строитель церкви святителя Афанасия Великого «ту Музаки» в Кастории (1383/1384 г.); в программу росписи её алтаря включён образ Климента Охридского. Годом позже изображение святителя появилось на фресках касторийской церкви святителя Николая Чудотворца «ту Кирици» (около 1385 г.). В ХVI в. образы Климента Охридского появляются на Святой Горе Афон. Так, в парекклисионе св. Иоанна Предтечи в Протате (1526 г.) Климент Охридский изображён в юго-западной части алтаря, рядом представлены образы Охридских архиепископов святителей Феофилакта Болгарского и Николая Кавасилы; создание росписи приходится на время архиепископства Прохора Охридского. Изображение Климента Охридского в росписи церкви Димитрия в селе Палатиция близ города Верия (1569–1570 гг., зограф из Кастории) обусловлено близостью храма к скиту св. Иоанна Предтечи. В XVII в. появляется изображение Климента Охридского в составе св. Седмочисленников. Один из ранних вариантов этой композиции представлен в росписи церкви Пресвятой Богородицы Сливницкого (Слимницкого) монастыря на озере Преспа (1612 г.). На северной стене притвора представлены св. Седмочисленники – Ангеларий, Горазд, Климент Охридский, Кирилл, Мефодий, Наум и Савва. Напротив изображены так называемые пятозарные мученики. Обе композиции часто появлялись в храмах в период болгарского возрождения, например, в росписи храма монастыря равноапостольного Наума в Охриде (1806 г.). В Кастории традиция включения образа Климента Охридского в роспись храмов сохранялась и позже: например, в митрополичьей церкви Пресвятой Богородицы Порфирной (начало ХVIII в.) святой представлен вместе с равноапостольным Наумом Охридским. Концом ХIII в. исследователи датируют уникальный деревянный рельефный образ Климента Охридского (141х33 см), который, согласно преданию, болгарскому царю Самуилу подарил папа Римский. Первоначально образ находился над мощами святителя в монастырском храме великомученика Пантелеимона в Охриде. Вместе с мощами он был перенесён в церковь Пресвятой Богородицы Перивлепты в Охриде, где, по свидетельству Виктора Ивановича Григоровича, в 1845 г. находился «у левых врат иконостаса сзади»; с 1942 г. – в южной части иконостаса. В память о перенесении мощей ежегодно 9 августа (27 июля) совершались крестные ходы из церкви Пресвятой Богородицы Перивлепты в церковь великомученика Пантелеимона и обратно; исследователи полагают, что во главе шествия несли рельефный образ Климента Охридского.

 



 
PR-CY.ru