КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ - Страница 17

На южной стене наоса, под образом благословляющего из небесного сегмента Спасителя, изображены патрональные святые храма Косма и Дамиан, которым Климент Охридский подносит модель Охрида, испрашивая их заступничество за город. Это изображение стало «целым открытием для Охрида в период правления царя Душана» и было создано под влиянием в том числе образа императора равноапостольного Константина с моделью Константинополя в руке на мозаике в соборе Святой Софии Константинопольской. Традиция такого изображения Климента Охридского сохранялась и в XV в.: в церкви Спаса в селе Лескоец (1461–1462 гг.) возле алтаря на южной стене наоса – правой рукой он благословляет, в левой держит модель Охрида. Усвоение Клименту Охридскому двух функций (защитника города и святого целителя) исследователи встречают в памятниках Охрида неоднократно. Связь Климента Охридского со св. целителями идёт от почитания им целителя великомученика Пантелеимона. Так, в церкви великомученика Димитрия в Охриде (третья четверть ХIV в.) святитель изображён на северной стене наоса среди св. воинов; исследователи предполагают, что фигуры св. целителей находились на несохранившейся западной половине южной стены, на южной стене в парекклисионе великомученика Григория в церкви Пресвятой Богородицы Перивлепты в Охриде (1364–1365 гг.) Климент Охридский представлен вместе со святыми Пантелеимоном и Дамианом, а на южной стене пещерной церкви Пресвятой Богородицы в селе Пещани (Пештани) близ Охрида (около 1370 г.) – со святыми Космой, Дамианом и Пантелеимоном. Исследователи находят необычными росписи (1345–1347 гг.) храма Лесновского монастыря: на столбах, представляя в духовном смысле столпы православной церкви, находятся фигуры особо почитаемых святых на Балканах – Климента Охридского (на внутренней стороне южного предалтарного столба, атрибуция С. Габелич), священномученика Еразма, епископа Формии, равноапостольного Кирилла Философа и св. Ахиллия Ларисского. Вместе со св. Ахиллием Ларисским Климент Охридский также изображён в церкви в Поганово (1499 г., по мнению исследователей, работа мастеров из Кастории) и в храме Преображенского монастыря в Метеорах (1483 г.). В ряду погрудных образов святых Климент Охридский представлен на южной стене наоса в росписи монастырской церкви Всех святых в селе Лешани близ Охрида (1451–1452 гг.). Парное изображение Климента Охридского и равноапостольного Кирилла Философа находится в люнете на северной стене церкви Рождества Пресвятой Богородицы в монастыре Калишта (XVI в., напротив, на южной стене, – великомученик Пантелеимон и св. Ермолай). В Кастории образ Климента Охридского появляется со второй половины ХIV в., после включения её в состав Сербского государства, в храмах св. Таксиархов (1359/1360 г.), святителя Николая Чудотворца «ту Дзодза» (третья четверть или 1360–1380 гг.). В пещерной церкви Пресвятой Богородицы на острове Мали-Град на озере Преспа (ныне Албания) образ Климента Охридского исследователи относят ко второму слою росписи, выполненному касторийскими мастерами в 1368–1369 гг. по заказу сербского кесаря Новака. Подписанное по-гречески с указанием «Охридский» изображение святителя находится на южной стене рядом со святителем Елевферием Иллирийским, почитаемым в византийском Иллирике, т.е. на территории Южной Албании.

 



 
PR-CY.ru