КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ - Страница 14

Данная композиция позволила некоторым исследователям рассматривать возможность посвящения этого храма Клименту Охридскому и соответственно предполагать, что в росписи был ещё один, не дошедший до нашего времени образ Климента Охридского. Частью фрагментарно сохранившейся ктиторской композиции исследователи называют образ Климента Охридского в росписи так называемой Григориевой галереи собора Святой Софии в Охриде (1346–1350 гг.). К созданию фресок собора был привлечён охридский зограф Иоанн Теорианос, чей живописный стиль отличается особой лиричностью благодаря нежной цветовой гамме и стройным пропорциям фигур. Над центральным порталом галереи, соединяющей второй этаж с нартексом, художник поместил композицию, в которой «заключена своеобразная политическая программа, церковное осмысление роли Охрида». К восседающему на троне в окружении ангелов Спасителю небесный покровитель Охрида Климент Охридский (изображён в повороте на три четверти, правая рука протянута ко Христу) подводит сербскую царскую семью (различимы фрагменты фигур представителей династии Неманичей – короля Вукашина и его сына Марко). С другой стороны к Спасителю за своим ходатаем, великомучеником Пантелеимоном, следуют члены византийской императорской семьи. Образ великомученика Пантелеимона напоминает о связи Климента Охридского с великомучеником. Достаточно быстро почитание Климента Охридского вышло за пределы Охрида. В начале XIV в. его распространению послужили, в частности, художники мастерской Михаила Астрапы и Евтихия, включившие образ Климента Охридского в программу росписи церквей: Богородицы Левишки в Призрене (обновлена в 1309–1313 гг., при сербском короле Милутине) – в первой зоне в жертвеннике (в надписи прочитывается имя «св. Климент», рядом предположительно находится фигура равноапостольного Мефодия); великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (1317–1318 гг.) – в сцене «Поклонение Жертве» Климент Охридский изображён (надпись на греческом) на северной стене апсиды рядом со святителями Константином Кавасилой и Саввой Сербским, облачён в белую фелонь, с омофором, в руках Евангелие. Поясное изображение святого (надпись: «Климиjе», согласно рашскому правописанию) в королевской церкви во имя Иоакима и Анны в монастыре Студеница (1314 г.), справа от окна на южной стене, над алтарной преградой (с другой стороны окна изображён папа Римский Сильвестр), не имеет убедительной атрибуции с точки зрения иконографии; к тому же почитание Климента Охридского в период создания росписи ещё не закрепилось на сербских землях. Одним из ранних изображений Климента Охридского в Сербии, активно воспринявшей традицию включения этого святого в программу храмовой росписи, исследователи считают его образ в церкви Спасителя (Вознесения Господня) в монастыре Жича, который был создан в период обновления фресок, в 1309–1316 гг. во второй зоне на южной стене алтаря с указанием при имени определения «Охридский».

 



 
PR-CY.ru