КАТЕХИЗИС - Страница 10

Она была впервые издана в Венеции в 1473 г. и содержала толкование десяти заповедей, Символа веры, семи таинств и других необходимых по закону жанра седмиц. Ряд сочинений в этом жанре был написан Джироламо Савонаролой: «Толкование Молитвы Господней» («Expositio orationis Dominicae»), изданное на латыни и на итальянском в 1495 г., «Толкование молитвы “Аве, Мария”» («Esposizione sopra l'Ave Maria». Florentiae, 1495 г.), а также «Правила благой жизни» («Regola del ben vivere». Florentiae, 1498 г.). Изложению основ христианского вероучения и разъяснению смысла главных христианских традиций посвящены несколько сочинений, написанных гуманистами. К ним исследователи относят трактат Якоба Вимпфелинга «Юность», изданный им в 1500 г.; опубликованные в 1517 г. «Комментарии к Новому Завету» («Paraphrases in Novum Testamentum») Эразма Роттердамского и его вышедшую в 1520 г. книгу «Образование христианина в вере и любви Иисусовых» («Christiani hominis institutum in fide Jesu et in amore»); пособие, написанное настоятелем собора св. Павла в Лондоне Джоном Колетом для основанной им школы и др. Основой и образцом катехизиса как жанра христианской вероучительной литературы стали «Большой катехизис» и «Малый катехизис» Мартина Лютера. Однако хронологически они не были первыми протестантскими сочинениями такого рода. По подсчётам исследователей, только за период с 1522 по 1529 гг., т.е. до публикации катехизиса Мартина Лютера, сторонниками Реформации было написано и издано около 30 сочинений этого жанра. Появление значительной части из них стало ответом на призыв самого Мартина Лютера, высказанный им в 1526 г. в предисловии к сочинению «Немецкая месса», где он говорит о необходимости катехизации, о катехизисах и о том, какими они, по его мнению, должны быть. Эти катехизисы исследователи считают важными документами по истории протестантской мысли. В них уже отчётливо запечатлены общие для всех направлений Реформации особенности теологических воззрений, отчасти обусловленные влиянием ранних сочинений Мартина Лютера: основой спасения является личная вера человека в совершенное Иисусом Христом спасение, из которой проистекает надежда на оправдывающую человека благодать Бога, подающую верующим способность исполнять Божии заповеди и повеления; признание Священного Писания высшим авторитетным источником во всех религиозных вопросах; негативное отношение к догматизированию. Отражено в них и характерное для раннего периода Реформации многообразие взглядов, что касается, например, значения Ветхого Завета и представлений о церкви. Основные черты протестантских катехизисов имел использовавшийся ещё в 1502 г. у моравских братьев текст «Христианское поучение малолетних детей в вере». Он представляет собой набор кратких вопросов и ответов о содержании Символа веры, декалога и Молитвы Господней. В 1525 г. была издана «Книжечка для мирян и детей» («Bokeschen vor de leyen unde kinder»), написанная, по мнению исследователей, в окружении Мартина Лютера, поскольку имеет значительное сходство с его катехизисом по плану и стилю изложения.

 



 
PR-CY.ru