КАТЕХИЗИС

КАТЕХИЗИС – жанр христианской вероучительной литературы. Как пособие для первоначального усвоения наиболее важных понятий и положений вероучения и церковной жизни катехизис предполагает краткость, ясность и однозначность изложения и, как правило, исключает рассмотрение и критику различных мнений по тем или иным спорным вопросам. Для катехизиса характерна тезисная форма изложения материала в связи с тем, что, с одной стороны, на практике он обычно предназначался для заучивания наизусть, с другой стороны – как учебное пособие, предполагал устные разъяснения наставника или учителя. Дидактизм катехизиса выражен в необязательной, но характерной для этого вида религиозной литературы форме вопросов и ответов, предполагающих беседу ученика и учителя. При всём разнообразии планов и методов изложения материала обычно катехизис содержит разделы, посвящённые: 1) истинам веры, изложенным в виде кратких разъясняющих комментариев к Символу веры; 2) делам веры, т.е. разъяснению Божественных заповедей, содержащихся в Священном Писании; 3) способам освящения верующих, т.е. молитве и церковным таинствам. В дохристианской греческой литературе существительное «катехизис» (устное поучение, наставление), образованное от глагола «катехиум» (звучать, раздаваться (о звуке); сообщать что-то посредством беседы или общения), встречается редко. Известные случаи употребления не позволяют исследователям говорить о его использовании в каких-либо специальных, профессиональных или технических, смыслах. В христианской традиции слово «катехизис» и другие производные от глагола «катехиум» стали использоваться в специальном смысле: для обозначения процесса обучения того, кто готовится принять крещение, началам веры, наиболее важным обычаям и установлениям церкви; для обозначения содержания этих поучений; как название книги таких поучений и соответствующего вида религиозной литературы. При этом исторические изменения крещальных обрядов (см. в ст. Крещение) сопровождались трансформациями содержания понятия «катехизис». В Новом Завете эти слова употребляются как в обычном для того времени смысле (например, Деян. 21:21, 24; Рим. 2:18), так и в особом – для обозначения наставления в началах христианской веры, что, по мнению исследователей, подчёркивало отличие его содержания от более привычных «дидаскалы» и «дидаскеум» (1 Кор. 14:19; Деян. 18:25; Гал. 6:6; возможно, Лк. 1:4). Эта особенность употребления сохранилась и получила в дальнейшем развитие в языке христианских авторов, где «катехизис» употребляется почти исключительно в специальных, технических смыслах. Так называют процесс обучения христианской вере, содержание такого учения или наставления – учение о Троице, знание о Слове. В ряде контекстов слово «катехизис» подчёркнуто употребляется для обозначения начального знания в отличие от более совершенного. Так, образно говорится о «младенцах, которые питались молоком слова катехизиса», чего, однако, было достаточно, чтобы выстоять в гонениях. В значении первоначального, приготовительного знания «катехизисом» называется знание Ветхого Завета, «Закона и пророков». В этом смысле «слово катехизиса» как основа вероучения противопоставляется опытному духовному знанию – «слову о Боге».

 



 
PR-CY.ru