КАТЕХИЗИС - Страница 8

«Трёхчастный труд» во многих французских диоцезах был принят в качестве официального учебного пособия для клириков и мирян. В одном из церковных уставов, датированном 20 февраля 1507 г., епископ Ле-Манский Франсуа де Люксембург обязывал священников своего диоцеза иметь экземпляр этой книги, которая к тому времени уже была издана не только на латыни, но и на французском. В том же документе епископ рекомендовал читать выдержки из этого сочинения во время проповедей и предоставлять индульгенции всякому, кто имеет её и читает. Также в XV в. во Франции в жанре катехизиса были созданы и опубликованы «Христианский ежедневник» («L'ordinaire des Chrétiens», 1464 г.), написанный «для утешения простолюдинов»; «Сокровищница человечества» («Le trésor des humains», 1482 г.) – трактат, посвящённый описанию признаков конца света, будущего явления антихриста, Страшного Суда и последующего состояния грешников и праведников; сборник четырёх трактатов «Искусство праведно жить и праведно умирать» («L'art de bien vivre et de bien mourir»), в первом из которых излагаются основы христианского вероучения по уже ставшему традиционным плану; «Зерцало искусства благой смерти» («Speculum artis bene moriendi»); «Христианское зеркало» («Speculum christianorum»), а также «Цветок Божественных заповедей со множеством примеров и авторитетных цитат из Священного Писания и сочинений учителей церкви и древних отцов» («La fleur des commandements de Dieu avec plusieurs exemples et autorites extraites tant des saintes Ecritures que des docteurs et des anciens Peres», 1496 г.). Помимо этих и других более или менее крупных и самостоятельных сочинений краткие сведения катехетического характера были обычной частью многочисленных популярных изданий. Так, «Календарь пастухов» («Le calendrier des bergiers»), впервые изданный в 1493 г., обильно иллюстрированный сборник, наряду со сведениями по астрономии, метеорологии и медицине содержал рассуждения о грехах и адских мучениях, о добродетелях и способах их достижения, а также раздел о «спасительном знании», содержащий молитвы «Аве, Мария» и «Отче наш», Символ веры, десять заповедей и перечень важнейших церковных установлений. В 1503 г. появилась его английская версия. К тому же роду литературы исследователи относят книги «Зерцало души» («Le mirouer de ame», 1498 г.), «Зерцало грешной души» («Speculum animae peccatricis»), «Зерцало искупления рода человеческого» («Miroir de la rédemption de l'humaine lignage») и др. В XV в. в Испании Тортосский собор 1429 г. постановил издать краткое изложение христианского вероучения и определил его содержание. В издание вошли комментированные тексты Символа веры, Молитвы Господней, декалога, а также рассуждения о небесной славе и об адских мучениях. Пособие было разделено на несколько уроков, содержание которых священники должны были разъяснять прихожанам по воскресным дням. Второе правило Толедского собора 1473 г. назначает для чтения катехетических поучений воскресные дни, начиная с третьего воскресенья перед началом Великого поста до недели Страстей; всем священникам предписывается иметь при себе тексты Символа веры и декалога, список таинств, а также описание грехов и добродетелей.

 



 
PR-CY.ru