КАТЕХИЗИС - Страница 3

Возникшая традиция обучения мирян началам христианской веры стимулировала появление сочинений, основу которых составляли необходимые для запоминания тексты и пояснительные комментарии к ним – как на латыни, так и на национальных языках. В рамках этой традиции, тесно связанной с традициями школьного образования, ответственность за обучение прихожан несли священники, обучением детей должны были заниматься родители и восприемники. На протяжении столетий эти обычаи чётко регламентировались, поддерживались и развивались постановлениями церковных Соборов, указами и посланиями епископов и королей. Так, Беда Достопочтенный в письме к архиепископу Йоркскому Эгберту рекомендует ему (поскольку тот не в состоянии лично посещать ежегодно все приходы своего диоцеза) назначить для них священников и поручить им совершение таинств, а также разъяснение верующим Апостольского Символа веры и Молитвы Господней. От клириков, монахов и мирян, не владевших латынью, требовалось знание этих текстов на родном языке. Правила 3 и 10 Собора 747 г. в Кловешо предписывают священникам знать наизусть Символ веры и молитву «Отче наш», молитвы мессы и таинств, а также разъяснять эти тексты верующим на их языке. Эти же требования частично повторяются в третьем правиле Собора 787 г. в Челси. Требование знать наизусть Символ веры и «Отче наш» всем мирянам, и особенно восприемникам, содержится в «Постановлениях Бонифация» (вторая четверть IX в.). Согласно правилу 33 Франкфуртского собора 794 г., все должны знать Апостольский Символ веры и «Отче наш» на память. На заседаниях Фриульского собора 796/797 г. патриарх Павлин II Аквилейский требовал от пресвитеров знания наизусть Никео-Константинопольского Символа веры, а от мирян – Апостольского Символа веры и молитвы «Отче наш». В империи Каролингов эта практика была распространена повсеместно и пользовалась поддержкой со стороны государства. Капитулярии императора Карла Великого содержат предписания к священникам, согласно которым они должны знать сами и разъяснять мирянам Молитву Господню и Символ веры, «дабы всякий знал, что Бог требует»; всякий, кто принимает крещение, должен знать «Отче наш» и Символ веры; верующие должны уметь цитировать эти тексты по памяти, а священники обязаны разъяснить их пастве на понятном ей языке; при крещении эта обязанность возлагается на восприемников, и тот, кто не знает «Отче наш» и Символ веры, не может стать восприемником, пока не выучит их. О необходимости знания Символа веры и молитвы «Отче наш» писал, обращаясь к своей пастве, видный просветитель и интеллектуал эпохи Карла Великого Орлеанский епископ Теодульф. Тогда же, по мнению исследователей, были созданы первые сочинения, посвящённые обучению детей основам христианского вероучения. Это приписываемое Алкуину школьное пособие «Беседа детей в вопросах и ответах» («Disputatio puerorum per interrogationes et responsiones») и «Книга руководства» («Liber manualis») – сборник наставлений о вере и христианской жизни, написанный в 842 г. женой кузена императора Карла Великого Бернарда Септиманского Дуодой для её сына Вильгельма.

 



 
PR-CY.ru