КАТЕХИЗИС - Страница 6

«Сумма-король» («Somme-le-Roi»), написанная в 1279 г. по приказу Филиппа III Смелого его исповедником монахом-доминиканцем Лораном, также частично построена по этому принципу. Её главы посвящены десяти заповедям, Символу веры, семи грехам, семи прошениям молитвы «Отче наш», семи дарам Святого Духа и семи добродетелям. В правилах Ламбетского собора 1281 г. священникам предписывается четырежды в год наставлять верующих на их языке о «14 членах веры», десяти заповедях, евангельских заповедях о любви к Богу и ближнему, семи делах милосердия, семи смертных грехах, семи основных добродетелях и семи таинствах. Чтобы ни один из священников не мог отказаться от этой обязанности, ссылаясь на свою необразованность, в соборных постановлениях содержится краткое изложение этих поучений. Подобным же образом построена и средневековая латинская поэма «Цветник» («Liber Floretus»), приписываемая Бернарду Клюнийскому (XII в.) или поэту и грамматику Иоанну де Гарландиа (XIII в.). Это сочинение, вошедшее в популярный сборник «Восемь нравственных писателей» («Auctores octo morales»), широко использовалось в средневековой Европе для обучения детей основам христианского вероучения. «Цветник» состоит из стихотворного изложения и разъяснения Символа веры, заповедей, а также перечисления семи смертных грехов, семи таинств, семи добродетелей и раздела о том, как подобает христианину встречать свою смерть. Те же структурные принципы положены в основу изложения материала и в других сочинениях этого жанра, например, в «Сумме для простецов» («Summa rudium»), изданной в 1487 г. И. Отмаром, в «Трактате об учении христианском». Трёхчастное «Наставление попечителей» («Manipulus curatorum») Гвидо де Монте Рочена, испанского священника и юриста, было написано во второй четверти XIV в. в качестве учебного пособия для приходских священников. Его первые две части посвящены вопросам пастырской теологии. Всю третью часть занимает изложение и толкование обычного для катехизисов материала: Апостольского Символа веры, прошений Молитвы Господней, десяти заповедей, церковных праздников, дел добродетели и наград для праведников. «Наставление» сохранилось более чем в 180 рукописях и множестве печатных изданий. Оно было переведено на все основные европейские языки и пользовалось большой популярностью в течение двух столетий вплоть до появления «Римского катехизиса» (1566 г.). Сочинение «Учение мудрости» («Doctrinal de sapience») было написано в 1388 г. на французском языке архиепископом Сансским Ги де Руа с целью предоставить приходским священникам тексты вероучительного содержания для чтения их прихожанам вслух.

 



 
PR-CY.ru