КАТЕХИЗИС - Страница 5

Английский король Эдгар Миролюбивый (ум. в 975 г.) в одном из указов требовал, чтобы каждый христианин обучал своих детей христианским обычаям, Символу веры и молитве «Отче наш». Король Кнуд I Великий (ум. в 1035 г.) в одном из указов повелевает родителям обучать своих детей Символу веры и молитве «Отче наш». Бруно, епископ Вюрцбургский (ум. в 1045 г.), собрал и издал несколько латинских комментариев на Символ веры и молитву «Отче наш», а также комментарий на Афанасиев Символ веры. Пьеру Абеляру (ум. в 1142 г.) принадлежат толкования на Молитву Господню, на Афанасиев Символ веры и на Апостольский Символ веры; он писал, что целью его сочинения является объяснение того, что каждый христианин должен знать и во что верить, т.е., согласно правилу 2 Реймсского собора 813 г., Молитвы Господней и Символа веры. Суасонский епископ Жослен (ум. в 1152 г.), составил толкование на Молитву Господню и Апостольский Символ веры для приходов своего диоцеза, где писал, что все христиане должны знать эти тексты наизусть, уметь толковать их на своём языке и твёрдо верить в то, о чём в них говорится. В конце XI – начале XII вв. появились два сочинения, оказавшие значительное влияние на дальнейшее формирование жанра катехизиса, прежде всего, в отношении структуры. Это – «Разъяснение» («Elucidarium») Гонория Отёнского и «О пяти седмицах» («De quinque septenis seu septenariis») Гуго Сен-Викторского. «Разъяснение» представляет собой систематическое изложение основ христианского вероучения, написанное под влиянием трудов Ансельма Кентерберийского и Иоанна Скота Эриугены. По замыслу автора оно должно было служить учебным пособием для низших клириков, не имеющих достаточного образования. По форме сочинение построено как диалог ученика и учителя и состоит из трёх книг. Первая посвящена толкованию Символа веры. Здесь, в разделе о церкви, особое внимание уделяется учению о евхаристии. Во второй книге рассматриваются вопросы христианской нравственности. В третьей подробно говорится о посмертной участи праведников и грешников. «Разъяснение» стало широко известным сразу после создания и оставалось популярным ещё несколько столетий. Оно сохранилось в более чем 300 латинских рукописях и в многочисленных средневековых переводах. В сочинении «О пяти седмицах» в соответствии с названием христианские вероучительные и нравственные истины излагаются в форме пяти семичастных глав, посвящённых семи прошениям молитвы «Отче наш», семи заповедям блаженства, семи дарам Святого Духа, семи смертным грехам и семи добродетелям. Такой способ изложения материала, который использовался ещё Августином Блаженным, после сочинения «О пяти седмицах» стал широко применяться в других произведениях этого жанра. Его использовал Иоанн Солсберийский в сочинении «Семь седмиц» и Гуго Амьенский в сочинении «О вере кафолической и о Молитве Господней». Фома Аквинский применил семичастную структуру в сочинениях «Изложение Апостольского символа», «Изложение Молитвы Господней», «Изложение ангельского приветствия», «О десяти заповедях и о законе любви», «О положениях вероучения и о таинствах Церкви». Кентерберийский архиепископ Эдмунд из Абингдона (ум. в 1240 г.) в сочинении «Зеркало Церкви» практически полностью воспроизводит структуру и содержание «Седмиц» Гуго Сен-Викторского.

 



 
PR-CY.ru