КАТЕХИЗИС - Страница 52

Это хорошо видят исследователи на примере «Опыта христианского православного катехизиса» (Сремски-Карловци, 1924 г.) митрополита Антония (Храповицкого), издание которого финансировалось Антиохийским патриархом Григорием и Триполийским митрополитом Александром (впоследствии Антиохийский патриарх). Катехизис митрополита Антония (Храповицкого) являлся переработкой «Пространного катихизиса» Филарета (Дроздова) с целью освобождения последнего от влияния западных теорий. В частности, это касалось так называемой юридической теории искупления, которую митрополит Антоний (Храповицкий) в соответствии с тенденциями в православном богословии рубежа XIX и XX вв. стремился заменить «нравственной» теорией. 27 марта 1925 г. архиерейский Синод РПЦЗ принял решение о замене в преподавании катехизиса Филарета (Дроздова) на катехизис митрополита Антония (Храповицкого), что вызвало протест нескольких архиереев РПЦЗ. Одним из главных критиков митрополита Антония (Храповицкого) стал архиепископ Феофан (Быстров), который заявил свой протест и направил в Синод основательный богословский анализ заблуждений главы РПЦЗ («Доклад об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления»). До решения Синода архиепископ Феофан (Быстров), признавая за митрополитом Антонием (Храповицким) право на частное богословское мнение, никак не реагировал на его статьи с новым пониманием искупительного подвига Христа (прежде всего, это статья «Догмат искупления»). Однако катехизис по форме претендует на изложение вероучения всей церкви, и точность в изложении православных догматов должна быть его неотъемлемой частью. По словам архиепископа Феофана (Быстрова), катехизис митрополита Антония (Храповицкого) «не только не отличается точностью, но в некоторых вопросах даже отступает от догматического учения Православной Церкви. Это мы, прежде всего, и главным образом утверждаем относительно догматического учения его об Искуплении». Несогласие с пониманием митрополитом Антонием (Храповицким) догмата искупления исследователи встречают также в полемической переписке с ним митрополита Елевферия (Богоявленского). Уже 22 апреля 1925 г. митрополит Антоний (Храповицкий) подал Синоду заявление, в котором просил определение о замене катехизиса отменить, а в Окружном послании от 23 июля 1926 г. подтвердил отказ от официального утверждения собственного катехизиса. Таким образом, ни один из современных катехизисов по степени авторитетности не может быть сопоставлен с «Пространным катихизисом» Филарета (Дроздова). В настоящее время определением архиерейского Собора РПЦ от 27 июня 2008 г. «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» «признано важным начать работу по созданию современного катехизиса Русской Православной Церкви». На заседании Священного Синода 27 июля 2009 г. постановили «начать подготовку современного катехизиса Русской Православной Церкви».



 
PR-CY.ru