КИРЕНАИКИ - Страница 12

У Диогена Лаэртского тот же тезис выражен на понятийном языке, восходящем к стоической философии: «Претерпевания могут быть постигнуты, однако то, от чего они происходят, не может быть постигнуто». Введённое в философию Зеноном Китийским понятие «постижение», встречающееся во многих свидетельствах об учении киренаиков как в именной, так и в глагольной форме, вероятнее всего, как полагают исследователи, не использовалось киренаиками и было применено к их учению в процессе его последующей философской интерпретации античными авторами. Вместе с тем оно удачно указывает на то, что содержанием истинного знания, понимаемого как точный отпечаток предмета познания в душе, согласно киренаикам, могут быть исключительно субъективные претерпевания. Понятие «претерпевания», занимающее центральное место во всём учении киренаиков, не поддаётся однозначному переводу. Уже в ранней латинской традиции (у Цицерона) этот термин был переведён не дословно, как passiones, т.е. страсти, а объяснительно, как permotiones intimae, т.е. «глубочайшие (внутренние) движения (души)» (перевод: Николай Алексеевич Фёдоров). В русских переводах источников он передавался как «аффекты», «аффекции» (перевод: Алексей Фёдорович Лосев), «страсти» (перевод: Михаил Леонович Гаспаров), «состояния души», «внутренние состояния», «ощущения», «восприятия». По мнению исследователей, наиболее подробное изложение представлений киренаиков о природе и схеме познавательных актов человека было дано Секстом Эмпириком (хотя он использовал для передачи учения киренаиков терминологию стоиков и скептиков, в содержательном отношении его сведения согласуются с сообщениями других источников). Согласно Сексту Эмпирику, претерпевания – это особый вид человеческих реакций, возникающих при соприкосновении органов чувств с чем-то, воздействующим на них извне. Как многие античные философы, киренаики считали, что предметы или внешние обстоятельства взаимодействуют с органами чувств путём непрерывных актов движения: воздействие на орган «движет» (т.е. изменяет) его, производя претерпевание в широком смысле, т.е. производят единичный акт взаимодействия, в результате которого человек оказывается «неким образом чем-то подвигнут». В непрерывном потоке материальных претерпеваний чувства субъекта под руководством разума выделяют претерпевания в узком смысле, т.е. подлежащие объективации душой (сознанием) комплексы материальных воздействий. Все претерпевания вначале непосредственно переживаются в их физическом характере; за физическим переживанием следует целенаправленное вычленение содержания некоего претерпевания уже как материально-ментального целого, т.е. его объективация в целостном «ощущении». Этой объективации соответствует первичная вербализация: согласно киренаикам, человек не может корректно описать своё переживание с помощью субъектно-предикатного высказывания: например, «я вижу, что нечто – белое», а может описать его лишь с помощью пассивной формы личного глагола: например, «я обеляюсь» или «я был обелён», т.е. я претерпел некое воздействие и идентифицировал его в качестве ощущения, известного мне как ощущение белизны.

 



 
PR-CY.ru