КИРЕНАИКИ

КИРЕНАИКИ – одна из сократических школ (см. в ст. Сократ) античной философии, существовавшая в IV–III вв. до н.э. Наиболее известные представители: Аристипп, Аристипп Младший, Гегесий, Анникерид, Феодор. Сочинения киренаиков не сохранились; сведения о жизни и философских мнениях киренаиков содержатся во второй книге сочинения «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Диогена Лаэртского, а также в трактатах Секста Эмпирика (I–II вв.), Плутарха (I–II вв.), епископа Кесарии Палестинской Евсевия (ум. в 340 г.) и других древних авторов. В XX в. вышло два научных издания фрагментов киренаиков. В настоящее время исследователи используют в качестве стандартного источника подборку фрагментов киренаиков, опубликованную в составе труда итальянского филолога «Фрагменты Сократа и сократиков» («Socratis et socraticorum reliquiae») Г. Джаннантони (1832–1998 гг.). Наименование «киренаики» происходит от крупного и могущественного в древности города Кирена, где родился основатель школы Аристипп (уроженцами Кирены были и некоторые его последователи). Вследствие этого в древних классификациях киренаиков относят к разряду школ, названных «по родине основателя школы». Точные годы жизни Аристиппа исследователям неизвестны; на основании ряда косвенных свидетельств исследователи полагают, что он родился около 430 г. и скончался около 355 г. до н.э. По сообщениям источников, Аристипп прибыл в Афины в молодом возрасте, «привлечённый славой Сократа», и стал его учеником. Если сопоставить возраст Аристиппа с известной датировкой смерти Сократа (399 г. до н.э.), то можно предположить, что Аристипп учился у него около десяти лет в начале IV в. до н.э. По мнению исследователей, Аристипп также посещал уроки кого-либо из софистов, однако имя источники не приводят. На то, что Аристипп получил софистическое образование и сам давал софистические уроки, указывает ряд свидетельств. Согласно Диогену Лаэртскому, который ссылается на перипатетика Фения из Эреса, Аристипп, «занимаясь софистикой», брал плату со слушателей: так поступали софисты, но этого не делали Сократ и многие его ученики. В связи с этим некоторые исследователи видят скрытый упрёк в адрес Аристиппа в словах Ксенофонта: «Сократ... ни с кого не требовал платы за свои беседы, но со всеми щедро делился своими сокровищами; а некоторые... дорого продавали другим то немногое, что получили от него даром, и не были друзьями народа подобно ему: кто не мог платить им деньги, с теми они не хотели вести беседы». По сообщению Диогена Лаэртского, когда Аристипп решил в знак благодарности отослать часть полученных от учеников денег Сократу, как своему учителю, Сократ не принял их, сославшись на то, что его демоний запрещает ему это. Аристотель в «Метафизике» прямо называл Аристиппа «одним из софистов». Исследователи полагают, что именно то, что Аристипп ещё при жизни Сократа начал преподавать, причём давал философские наставления в духе софистики, стало причиной неприязненного отношения к нему многих сократиков. Так, Ксенофонт включил в «Воспоминания о Сократе» диалог между Сократом и Аристиппом, в котором Сократ критикует «невоздержанность» Аристиппа и защищает принцип умеренности. Платон в диалоге «Федон» упоминает о том, что Аристипп не присутствовал при кончине Сократа, поскольку находился в это время на острове Эгина. В последующей традиции это упоминание было интерпретировано как осуждение Аристиппа: поскольку ввиду близости острова Эгина к Афинам он при желании мог без труда приехать к осуждённому на смерть Сократу, его отсутствие рассматривалось как пренебрежительное отношение к учителю.

 



 
PR-CY.ru