КИККСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 10

Утрачена нижняя часть композиции, но характерный наклон фигур, изгиб правого локтя Младенца и красный плат повторяют извод, который был типичным для списков Киккской иконы XIV в. Фреску в церкви Пресвятой Богородицы Хриселеусы в Лисо исследователи также датируют около 1500 г. или XVI в. (первоначально она вслед за С. Софоклеусом придерживалась датировки XIII в.). Она воспроизводит вариант, наиболее близкий к кипрским иконам из Калопанайотиса и к иконе из церкви Пресвятой Богородицы Галоктисты: прозрачная рубашка под хитоном, белого цвета перевязь и свиток, обилие орнаментов, красный плат Богоматери, украшенный крестообразным четырёхлепестковым узором. Необычно, по мнению исследователей, изображён высокий лоб Младенца – с двумя отступающими «мысками» волос. Хотя фреска не имеет поясняющей подписи, её расположение в храмовом интерьере не оставляет для исследователей сомнений в местном почитании или воспроизведении уже чтимого оригинала. Фигуры помещены в нишу, обрамлённую, подобно иконе, красной полосой-опушью, потолок углубления украшен растительным орнаментом по белому фону, боковые стенки имеют изображения, напоминающие укреплённые в «держателях»-подставках круглые рипиды с образами херувимов на тех же синих фонах, что и образ на центральной стене ниши. Исследователи полагают, что под влиянием европейской живописи ликам Богоматери и Младенца приданы черты особенной умилительности, земной красоты – округлые щёки, улыбающиеся губы, большие глаза. Иконы XVI в. сопровождаются эпитетом «Киккотисса» гораздо чаще, что свидетельствует об уже сформировавшейся традиции почитания. Как правило, это выносные иконы – например, образ из церкви Пресвятой Богородицы «тис Кивоту» в селе Айос-Теодорос в Пицилье (100,4х65,3 см), созданный, по мнению А. Вейл Карр, в XVI в. (она опровергает датировку С. Софоклеуса – конец XIII в.). Эпитет «ΚΗΚΗΟΤΗΣΑ» написан справа от нимба Богоматери. В технике пастилья сделаны фон, нимбы и кайма на плате Богоматери, полностью покрытом крестообразным четырёхлепестковым орнаментом, а также каймы ворота и рукавов синего платья Пресвятой Богородицы. Свиток в руках золотистого цвета, синяя перевязь на груди Христа дополнительно перевита красной лентой, что, по мнению исследователей, роднит икону с образами XIV в. из некоторых храмов Калопанайотиса. Иконы XVI в., сопровождаемые эпитетом «Киккотисса», имеют отличия между собой. Икона с надписью – в три строки из церкви Честного Креста в Педуласе (89,5х54,4 см; Византийский музей села Педулас) создана «смиренным Лукой», по мнению А. Папагеоргиу, в первой половине XVI в. Этот исследователь усматривает в ней влияние итальянской живописи, тогда как А. Вейл Карр указывает на следование палеологовским традициям. В отличие от цветового решения более ранних икон колорит этого списка темнее: золотой фон, насыщенный сине-зелёный цвет плата Богоматери, украшенного не крестообразным, а сердцевидным золотым орнаментом, синий свиток. Рукава рубашки, надетой под красным хитоном, изображены непрозрачными, как на более ранних списках: положенные сеточкой штрихи белил создают эффект белой полупрозрачной ткани. Синяя перевязь на груди имеет два узла, напоминая о перевязях на воинских доспехах. Русые локоны Младенца ниспадают до плеч.

 



 
PR-CY.ru