КИККСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 11

А. Вейл Карр считает эту икону наиболее близкой по иконографии к окладу 1576 г. чудотворной Киккской иконы. Кроме того к XVI в. исследователи готовы отнести список Киккской иконы из монастыря Николая Чудотворца в Орунде, на котором Пресвятая Богородица держит Младенца на правой руке. Одежды Богоматери и Младенца выполнены разными оттенками красных цветов, хитон отличается от изображённых на более ранних списках глубоким V-образным вырезом. В XVII в. в иконографии Киккской иконы появились новые черты: за счёт изменения положения правой ноги Младенца Его поза становится более близкой к сидящей; в руке Он держит не свёрнутый, а открытый свиток с евангельским текстом: «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя» (Лк. 4:18, где цитируется текст пророкак Исаии (Ис. 61:1–2)); в надпись перед названием иконы «Киккотисса» добавлен эпитет «Елеуса»; плат закрывает лоб Богородицы так, что из-под него не видно мафория. Древнейший сохранившийся список нового извода – икона XVII в. из Музея Киккского монастыря (99,2х70,4 см); на ней одежды Христа состоят из охряного цвета короткого хитона, белой рубашечки и тёмной перевязи на груди, а испод мафория Богоматери написан тёмно-синим с белильными высветлениями, что создаёт эффект переливающейся на свету ткани. А. Вейл Карр называет несколько примеров нового типа Киккской иконы, среди которых есть и иконы малого формата, копии, возможно, игравшие роль заместительниц храмовых почитаемых образов: иконы из церкви мучеников Сергия и Вакха в Калопанайотисе (26х19,3 см), XVII (?) в., из монастыря Хиландар на Афоне (31х28 см), XVII в. (в зеркальном отражении, имеет оклад, по мнению исследователей, русской работы), из церкви Саввы Освященного в Александрии (75х56 см), 1659 г. (написана киприотом Александрийским патриархом Паисием), из Третьяковской галереи (130х76 см), 1668 г. (художник Симон Ушаков, в зеркальном отражении), диптих Киккской иконы и великомученицы Екатерины из Пинакотеки Ватикана (15,5х13 см), начало XVIII в. Наряду с иконами нового типа воспроизводится и «византийский» извод: например, икона 1757 г. из Киккского монастыря (123х79 см), написанная иеродиаконом Харалампием Киккотом, следует византийским образцам, единственная новая деталь – растительный орнамент головного покрова Богородицы. Появление гравюр с изображением Киккской иконы оказало значительное влияние на развитие её иконографии и на распространение почитания, с которым исследователи связывают большое число поздних списков. Первая известная исследователям гравюра из «Описания... Киккского монастыря» (1751 г.) иконографически близка к новому типу Киккской иконы, но наименование иконы меняется: акцент сделан на связи чудотворного образа с монастырём, чему А. Вейл Карр придаёт большое значение. Немного позднее началось производство предназначенных для паломников гравюр с изображением Киккской иконы, её чудесами и видом Киккского монастыря в нижней части, что свидетельствует о росте почитания этой иконы именно как монастырской святыни. В 1778 г. в Венеции была отпечатана гравюра на меди (96х67 см) по рисунку 1776 г. Михаила Фессалоникийца, сына Апостолиса, резчики – Инноченте Алессандри и Пьетро Скатталья (тираж 3 тыс. экз., из них 20 были раскрашены двумя художниками).

 



 
PR-CY.ru