КИККСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 2

По словам Ефрема Афинянина (впоследствии Иерусалимский патриарх Ефрем II), иноки, менявшие покров раз в год (иногда раз в три года), делали это стоя позади иконы, чтобы не видеть лика. Лики открывали лишь во время засухи, вознося Киккскую икону на близлежащую к монастырю гору. Оклад 1576 г. был заменён в 1795 г. новым, серебряным с позолотой, украшенным бриллиантами, сапфирами и другими драгоценными камнями, который покрывает икону в настоящее время. На окладе 1576 г. воспроизведены жесты и одеяния, известные исследователям по большинству кипрских списков Киккской иконы XIV–XVI вв.; на окладе 1795 г., насколько он доступен для обозрения, Младенец изображён в длинном хитоне, обнажающем лишь ступни Его скрещенных ножек. В основе «Сказания о трёх иконах, написанных апостолом Лукой, где находится каждая из них, и иконе Богородицы, называемой Киккской, которая находится на Кипре» лежит рассказ 1422 г. 125-летнего иеромонаха Киккского монастыря Григория. «Сказание...» известно исследователям в пяти списках: Александрийском (1614 г., издан К. Хадзипсалтисом), из Музея Киккского монастыря (ХVII – начало XVIII вв., принадлежал священнику Папаставросу Папагафангелосу из церкви Пресвятой Богородицы Фанеромени в Никосии, издан К. Спиридакисом), Ватиканском (1661 г., издан К. Константинидисом), Иерусалимском (1695 г., ныне в библиотеке Исследовательского центра Киккского монастыря на подворье монастыря Архангелу, который описан Афанасием Ивановичем Пападопуло-Керамевсом), Китийской митрополии (1740 г., не сохранился, издан А. Папагеоргиу). Ещё один утраченный список лёг в основу сочинения Ефрема Афинянина. По мнению исследователей, лучше всего отражает текст оригинала Александрийский список. История этой иконы также кратко изложена в «Хронике» Леонтия Махераса (первая половина XV в.). Исследователи считают, что из поствизантийских источников наиболее ценными сведения о Киккской иконе содержатся в «Описании честного и царского Киккского монастыря» (Венеция, 1751 г.) Ефрема Афинянина и в «Странствиях по святым местам Востока» В.Г. Григоровича-Барского, посещавшего Киккский монастырь в 1727 и 1735 гг. Во вступительной части «Сказания...» повествуется о создании апостолом Лукой, руководимым архангелом Гавриилом, трёх икон Божьей Матери, одна из которых – «Елеуса» (т.е. «Милостивая») – впоследствии получила название Киккской иконы. Завершив работу над образами, апостол Лука показал их Богоматери, и Она благословила иконы. Позже апостол Лука увёз их в Египет. Спустя значительное время Киккская икона была послана «благочестивыми царями» в Афины, однако эта сюжетная линия не получила развития в «Сказании...». Более того, в основной части текста, изложенного со слов киккского иеромонаха Григория, содержится другая версия бытования Киккской иконы: когда икона находилась в Египте, некоторые христиане решили увезти её на один из островов. По пути их судно было захвачено пиратами-агарянами, но у Тамиата (впоследствии Дамиетта, ныне Думьят) два константинопольских корабля освободили пленников, а икону отвезли в столицу, и она была помещена в императорском дворце. Далее в «Сказании...» повествуется о том, как этот образ попал на Кипр.

 



 
PR-CY.ru