КИККСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 5

В другой раз они заметили обходящую обитель деву, блистающую как солнце. Аналогичное явление произошло после пожара 1813 г.: монахи услышали, что в разрушенном соборе совершается служба, увидели свет и окружённую сиянием женщину. Во время строительства нового собора (1755 г.) на мастеров обрушился купол, но чудесным образом никто не пострадал. В 1771 г. иеромонах Иоанн Родосец из Иерусалима, попытавшийся открыть завесу, чтобы увидеть икону, на несколько часов остолбенел и потерял дар речи. В «Описании... Киккского монастыря» 1819 г. приведены новые чудеса: например, прекращение в 1782 г. засухи после крестного хода с Киккской иконой. Во время этой процессии помимо исцелений верующих были зафиксированы случаи наказания нечестивых (агаряне в Морфу, армянка в Никосии, Иосиф в Китрее, женщина в Эксо-Метохи, которая после раскаяния сразу выздоровела), обращения иноверных (явление Богоматери «язычнику»-американцу в Ларнаке) и помощи пришедшим поклониться иконе мусульманам (дети турок в Аликесе). Ночью на обратном пути к подворью архангела Михаила, где тогда временно хранилась икона, чудотворный образ сопровождало светящееся облако. В научный оборот введено около 20 икон типа «Киккотисса», датируемых XII–XVI вв. Древнейшим из сохранившихся списков является икона из монастыря великомученицы Екатерины на Синае (48,5х41,2 см), созданная в первой половине XII в. или в середине этого столетия. По мнению Ханса Бельтинга, композиция этой иконы не столько повторяет, сколько развивает до тронного варианта иконографию чудотворного образа, написанного апостолом Лукой. В центре изображена Богоматерь на престоле, сидящая в повороте влево на три четверти и склонившая голову к Младенцу. Их образы вписаны в арку, в верхних углах средника помещены медальоны с полуфигурами архангелов, поклоняющихся Пресвятой Богородице. Над аркой изображён Христос Судия в славе с символами евангелистов и ангельскими силами, по сторонам в клеймах – святые (апостолы, пророки, праотцы и Богоотцы). Необычна поза Младенца, сидящего на левой руке Богоматери: Его ручки и ножки раскинуты, что напоминает иконографический тип «Взыграние». Правой рукой Он опирается на руку Матери, левой, завёрнутой в складку мафория, держится за Неё, левая ножка выставлена вперёд. Большинство исследователей относят эту икону к константинопольской школе (Д. Мурики, Т. Папамасторакис и др.), но П.Л. Вокотопулос отметил выполнение нимбов и медальонов другим оттенком золота, чем фон, что является характерным приёмом синайской мастерской. Исследователи отмечают, что общая композиция этой иконы (в том числе средника с Богоматерью и Младенцем на престоле) достаточно близко повторена на списке Киккской иконы конца XII в. почти такого же размера (48,5х37 см) из Государственного Эрмитажа, где поверх мафория голова Богородицы покрыта дополнительным платом, и поза Младенца изменена – Он обращён ликом к Матери. Появление плата Л. Хадерман-Мисгиш связывала с влиянием итальянского искусства в эпоху крестоносцев, хотя наличие этой детали на византийских памятниках более раннего времени оставляет вопрос открытым (например, красный плат есть уже на иконе Божьей Матери «Феоскепаста» из одноимённой церкви в Пафосе, которую исследователи датируют концом XII в.).

 



 
PR-CY.ru