КИККСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 7

На этой иконе в отличие от синайских прототипов XII–XIII вв. Младенец смотрит в сторону, в то время как Богородица – на молящегося; фон золотой, нимбы и кайма плата с лепным рельефом (пастилья) и позолотой. Данный иконографический извод, как отмечает А. Вейл Карр, стал рано известен за пределами Кипра: например, икона Божьей Матери «Знаменская» или «Победная» (Мадонна del Vessillo) конца XIII – начала XIV вв. из собора в Пьяцца-Армерине на Сицилии. По композиции она очень похожа на синайскую икону XII в.: наклон головы Богоматери, движения Младенца характерные для «Взыграния», Его красная длинная туника надета поверх полупрозрачной рубашки с крапчатым узором. Одеяния закрывают ножки до колен, а на груди образуют V-образную складку, наподобие диаконского ораря. В отличие от большинства древних и более поздних списков Киккской иконы на этой иконе Богоматерь держит обеими руками Младенца перед Собой, плат на мафории серого цвета. По преданию, икона была прикреплена к знамени, которое папа Римский Николай II подарил норманнскому графу Рожеру I при подписании договора в Мельфи (1059 г.). С угасанием династии норманнских правителей Сицилии знамя было утеряно, и лишь в 1348 г. оно было обретено во время эпидемии чумы, помещено на деревянную основу и перенесено в Пьяццу (ныне Пьяцца-Армерина). О том, что икона привезена, скорее всего, с Кипра, свидетельствует не только сходство с Киккской иконой, но и накладной тисненый орнамент на полях и нимбах, который не соответствует, по мнению исследователей, датировке раньше конца XIII в. Сходство с «Киккотиссой» имеют и другие иконы, почитаемые в Южной Италии и на Сицилии, прежде всего те, происхождение которых связано со Святой землёй и с крестоносцами: например, «Мадонна дельи Алеманни» («Немецкая Богородица») из церкви Санта-Мария-делла-Неве в Нуоро (начало XIV в.). Дополнительный плат встречается на сицилийских иконах, в том числе других иконографических изводов, например, «Млекопитательницы», как на иконе «Мадонна дель Пилерио», где он красного цвета (вторая половина XIII в., Национальная галерея, Козенца), и на иконе Богоматери с Младенцем и ангелами (вторая половина XIII в.) из церкви Сан-Франческо в Аверсе, где он светло-голубой. Е. Цигаридас считает, что использование для главного Богородичного образа Афона иконы «Достойно есть» из собора Протата в Карее (которую он датирует второй половиной XIV в.) иконографического типа «Киккотиссы» свидетельствует о её широком почитании. При этом исследователь не исключает, что образцом для «Достойно есть» могла послужить константинопольская икона, восходящая к написанному апостолом Лукой образу Божьей Матери «Елеусы» из дворца императора Алексея I Комнина. Для кипрских храмов, расположенных недалеко от Киккского монастыря, в долине Маратаса, особенно для церквей села Калопанайотис, был создан целый ряд списков Киккской иконы, однако до XV в. ни один из них не имел надписи с наименованием извода. Все списки исследователи относят к одному варианту данного иконографического типа, но отмечают, что они неодинаковы по размерам, деталям иконографии и колорита. А. Вейл Карр отметила, что эти ранние повторения «Киккотиссы» не совпадают в точности с окладом 1576 г. и различаются между собой.

 



 
PR-CY.ru