КИККСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 8

В датировке иконы из церкви Панагии в Калопанайотисе (109х72,2 см; Музей монастыря преподобного Иоанна Лампадиста) есть значительные расхождения: конец XIII – первая половина XIV в. или конец XIV в. Младенец облачён в короткий золотой хитон, под которым надета прозрачная рубашка, и препоясан красной перевязью, обвитой впереди дополнительной синей лентой; киноварью написан свиток с золотыми шнурами, который вместе держат Мать и Сын, плат, покрывающий плечи Богородицы, и сандалии Младенца. Богатое узорочье, воспроизводящее золотое шитьё, украшает также края мафория, поручи, синее платье. Взгляды Матери и Богомладенца устремлены на молящегося. О почитании иконы свидетельствуют золотой фон и нимбы из посеребренной меди. Изображение Христа на этой иконе, как и на большинстве списков Киккской иконы из селений долины Маратаса, имеет такую отличительную деталь, как длинные волосы, характерные не для младенческого, а для отроческого возраста. На данной иконе они спускаются до плеч, на других – за спину. Икона из церкви мучеников Сергия и Вакха в Калопанайотисе (91,5х61,3 см; Музей монастыря преподобного Иоанна Лампадиста) до реставрации датировалась XVI в., в настоящее время исследователи относят её к XIV в. Крестообразный четырёхлепестковый узор на красном плате напоминает исследователям орнамент плата синайского диптиха последней четверти XIII в. Одежды Иисуса Христа и свиток красного цвета, на груди Младенца – синяя перевязь с красной обвивающей лентой, на ногах – красные сандалии. Одежды покрыты золотым ассистом, под коротким хитоном, как и на предыдущей иконе, – прозрачная рубашка. Утраты живописи, появившиеся, по мнению исследователей, в результате особого почитания (целования, омовения) образа, не позволяют уточнить положение левой руки Богоматери. А. Папагеоргиу считал, что икона из церкви великомученицы Марины в Калопанайотисе (119х84 см; Византийский музей имени архиепископа Макария III в Никосии) выполнена в XIV в., А. Вейл Карр уточняет эту датировку – конец XIV в. Образ является двухсторонним (на обороте «Снятие с креста»), т.е. использовался в крестных ходах. Красочный слой имеет серьёзные утраты. Изображение Божьей Матери сопровождается надписью: «Афанасиотисса». По мнению исследователей, образ сходен с иконой из церкви мучеников Сергия и Вакха (позы, детали рисунка, расцветка одежд, в том числе перевязи синего цвета на груди Младенца); среди некоторых отличий – перевязь без дополнительной обвивающей ленты. По мнению исследователей, медальоны с двумя ангелами, руки которых покрыты покровами-сударями, могут восходить к константинопольским образцам или обозначать особое почитание данной иконы, уподобляющее её чтимому образу «Одигитрии»; возможно, икона почиталась как покровительница города, селения или церкви. Незаурядное живописное качество указывает, по мнению исследователей, на её создание в мастерской крупного художественного центра.

 



 
PR-CY.ru