КИККСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 6

Аннемари Вейл Карр предположила, что цвет плата может быть связан с производимой на Кипре пурпурной тканью с золотыми нитями, которой славился остров. Среди памятников последней четверти XIII в. исследователям известен диптих небольшого формата, хранящийся также в монастыре великомученицы Екатерины на Синае (51х39,7 см), который, согласно Мэри Аспра-Вардаваки, был изготовлен в синайской мастерской около 1280 г. На левой створке диптиха помещено изображение великомученика Прокопия, на правой – Богоматери с Младенцем. Этот образ у исследователей традиционно ассоциируется с «Киккотиссой» из-за плата на мафории, несмотря на отличие в позе Младенца, которая восходит не к типу «Взыграние», а, скорее, к изводу «Спас Недрёманное Око»: Богомладенец почти лежит на обеих руках Матери, Его головка склонена к плечу, ручки и ножки опущены. Ярко-красный плат, покрывающий мафорий Богоматери, расшит жемчугом и узорным золотым орнаментом. Этот вариант композиции, связанный с взаимными влияниями в иконографии Византии и латинского Запада, получил почитание в Европе и послужил образцом для некоторых уникальных икон. Так, например, происходящая из Бржезнице и созданная в 1396 г. по заказу короля Вацлава IV икона Богоматери с Младенцем (Национальная галерея, Прага) повторяет чудотворный, написанный, по преданию, апостолом Лукой образ из Роуднице, который, как считает Х. Бельтинг, был привезён из Византии. На иконе из церкви преподобных Варнавы и Илариона в Перистероне (96,5х62,5 см), которую искусствоведы относят к XIII в., повторена иконография синайского диптиха. Сходны не только позы, но и плат на голове Божьей Матери, имеющий такой же ярко-красный цвет и крестообразный золотой узор. Тем не менее, в деталях исследователи находят отличия (например, белый по цвету свиток в опущенной руке Младенца). О том, как были изображены Его ноги, исследователи не могут судить из-за утраты красочного слоя в нижней части иконы. К. Константинидис считает, что эта икона могла быть создана в той же мастерской, что и синайский диптих, хотя её живописное исполнение не столь высокого качества. Исследователи полагают, что на ранних стадиях почитания некоторые детали в облике «Киккотиссы» могли меняться, а сами иконы укрупнились в размерах, по-видимому, в связи с предназначением для местного ряда иконостаса. На иконе из церкви Панагии Асину (Византийский музей в Никосии; 72,5х56 см), датируемой А. Папагеоргиу последней четвертью XIII в., Богородица поддерживает двумя руками Сына прямо перед Собой; одна ножка Младенца обнажена (положение ног плохо различимо из-за утрат), изгиб Его правой руки близок к изображённому на синайской иконе XII в., киноварный свиток в левой руке, другим концом лежит на ладони Матери. Взгляды обоих устремлены на молящегося. Плат поверх мафория отсутствует, на золотистом хитоне Младенца – красная перевязь и синий гиматий. Тем же веком исследователи датируют списки Киккской иконы, на которых композиция даётся в зеркальном варианте, когда Младенец находится не на левой, а на правой руке Матери, как на местной иконе из собора монастыря Пресвятой Богородицы Саламиниотиссы близ Пафоса (96х64 см), которую после реставрации исследователи датировали XIII в. Цветовое решение изменяется: помимо ярко-красного плата в тёмно-красный цвет окрашены хитоны Богоматери и Младенца и Её мафорий.

 



 
PR-CY.ru