КИККСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

КИККСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ, Киккотисса, Милостивая – один из наиболее почитаемых чудотворных образов на Кипре (празднование в Кипрской церкви 8 сентября; празднование в Русской церкви 12 ноября, 26 декабря). Икона находится в местном ряду иконостаса собора Киккского монастыря, третьей слева от царских врат, в отдельном проскинитарии (киоте), украшена окладом и в соответствии с древней традицией скрыта завесой. Киккская икона до сих пор остаётся неисследованной. Греческий археолог Г. Сотириу, по приглашению архиепископа Кирилла III изучавший в 1931 г. на Кипре памятники древности, приводит примерный размер иконы (40/50х30/35 см) и сообщает, что в том месте, где в окладе устроена небольшая дверца для целования образа, красочный слой утрачен. Тогда икона находилась во вставленном в иконостас деревянном, инкрустированном искусной резьбой по кости проскинитарии 1785 г., который в 1996 г. был заменён новым и помещён в Музей Киккского монастыря. Шитая золотом завеса закрывала верхнюю часть образа, как и в настоящее время. Об иконографии Киккской иконы исследователи судят по серебряному с позолотой окладу 1576 г. (Музей Киккского монастыря) и по многочисленным спискам византийского и поствизантийского периода. Богоматерь, держащая Младенца Христа на левой руке, изображена в повороте на три четверти, Её щека касается головы Сына (на некоторых списках фигуры даны в зеркальном изображении). Особенностью иконографии Киккской иконы исследователи считают позу Богомладенца, необычное положение Его обнажённых до колен ног (правая нога согнута в колене, левая вытянута вперёд) и изгиб правой руки, лежащей в руке Богоматери. Живость движениям Его фигуры придаёт приём контрапоста, который достигнут тем, что голова Младенца наклонена вправо, торс развёрнут фронтально, а ножки направлены влево. Динамичность подчёркнута отведённой в сторону и согнутой в локте правой рукой со свитком. Левая рука Младенца частично скрыта под складками плата. Законченность композиции придаёт жест Богоматери, придерживающей Сына за правую руку. Поверх мафория Богородицы накинут плат, чаще всего яркого красного цвета. Характерной чертой данного извода исследователи считают короткий хитон Богомладенца, который перехвачен перевязью с узлом, иногда ленты перевязи уходят за плечи (перевязи нет на иконе XII в. из монастыря великомученицы Екатерины на Синае). По иконографии Киккскую икону исследователи считают очень близкой к образу Божьей Матери «Достойно есть». Оклад 1576 г. был изготовлен в Никосии мастером Г. Тумазосом. Лики были оставлены открытыми, в том месте, где рука Младенца лежит на груди Богоматери, устроена дверца. Насельники Киккского монастыря рассказали Василию Григорьевичу Григоровичу-Барскому, что икона написана в технике энкаустики «на некоем необичном древе, и несписанна художеством нинешних времен, но инимь, некиимь воскомь и мастихою изображенна, о чесом испитания известнаго несть, ибо вся покровенна есть сребром, кроме лица и единаго на персех малаго оконца, лобызания ради, лице же всегда есть покровенно катетасмою драгоценною».

 



 
PR-CY.ru